Автор Друг №1 задал вопрос в разделе Другое
Где родина Тюбетейки? и получил лучший ответ
Ответ от Пользователь удален[новичек]
Тюбетейка (тат. tübətəy, түбәтәй) — круглая или квадратная, островерхая или плоская, мужская или женская легкая шапочка, надеваемая прямо на голову; получила название от татарского слова тюбе, означающего верх, вершину. Обычно украшена вышивкой, бисером.
Существовали два основных вида татарских тюбетеек — такыя полусферической формы и каляпуш в форме усеченного конуса.
Такыя, сшитая из отдельных клиньев, относится к наиболее старинным видам. Как считают исследователи, происхождением своим она обязана подшлемнику древнего воина.
Каляпуш с твердым краем и плоским верхом появился в середине XIX века и популярен по сей день. Существуют однотонные и расшитые тюбетейки. Каляпуши из бархата расшивались шелковой нитью, золотой или серебряной канителью, позже — жемчугом и бисером. Наиболее нарядны со вкусом расшитые парчовые тюбетейки. Каляпуш — одна из разновидностей тюбетейки. На верхушке крепится кисть. Каляпуш — слово фарси: каля — понятие головы, пуш — покрыть. То есть, «перед намазом накрой голову».
Более старинные тюбетейки первой половины XIX века отличаются тем, что крупные волнообразные цветочно-растительные композиции и геометрические мотивы покрывали всю украшаемую поверхность убора.
Со временем узор тюбетеек меняется. Ко второй половине XIX века на верхней части тюбетейки узор по окружности с розеткой посередине заменяется орнаментом, составленным из трех-четырех крупных букетиков, покрывающих весь круг.
К концу XIX — началу XX века крупные цветочные букеты заменяются мелкими, менее выразительными букетиками. В наши дни широкое распространение получила практика пошива тюбетеек на базе небольших предприятий, акционерных обществ и отдельными мастерами. Ранее, тюбетейку также именовали татарской ермолкой. Варианты происхождения слова ермолка — от тюркского «ягрмурлук» («дождевик» ) или от еврейского языка — «ярей малахи» («боящийся царя»).
Источник:
Средняя Азия
в Тюбете---а фуфайки---родина в Китае (от слова )-фуфло)
Родина ее - Бухара.
Само слово "тюбетейка" произошло от татарского "тюбете" - верх, вершина. История тюбетейки столь же древняя, сколь история Азии – говорят, ее начали носить мусульмане, чтобы не представать перед Аллахом с непокрытой головой. Этот головной убор исключительно удобен: захотел – надел на макушку, захотел – спрятал в карман. Но помимо этого, тюбетейка является украшением человека, независимо от его пола и возраста – тюбетейки бывают мужские и женские, для детей и стариков. Именно поэтому мастерицы из Средней Азии не жалеют изобретательности, расшивая сатиновые или бархатные тюбетейки неповторимыми чарующими узорами…
Разбираться в родословной тюбетейки все равно что искать изобретателя колеса. Но только один народ приверженностью к ней способен вдохновить на такие строки: "С тобой мы связаны навек, как тюбетейка и узбек".
На первый взгляд все предельно просто: удобный для местного климата головной убор. Но если вы спросите почтенного узбекского старца, зачем носить тюбетейку, скорее всего, он скажет о другом ее предназначении: "Чтоб шайтан в башку не залез". Нынешнюю молодежь шайтаном не испугаешь, и потому на городских улицах редко встретишь молодых людей в тюбетейке. Но по традиции без этого головного убора не обходится ни одно торжество. В тюбетейке приходят в мусульманские святыни - мечети, ее надевают, когда провожают в последний путь близких людей. И по древнему восточному обычаю дорогому гостю преподносят халат, сюзане и, конечно, тюбетейку.
Сшить тюбетейку несложно. Два или несколько слоев ткани простегивают и укрепляют шелковой или хлопчатобумажной нитью. Самое важное начинается потом, когда тюбетейка вышивается шелковой нитью, золотой или серебряной канителью. Талантливые восточные мастерицы на маленькой поверхности круга выдают бесконечные разновидности узоров. Вот миндалевидный мотив "болом" - символ жизни и плодородия, а вот узор "илон изи" - след змеи, выполняющий роль оберега. Перцевидный узор символизирует чистоту и отрешенность от всего земного, мотив соловья, птицы - высшую мудрость, ветки розы - символ мира и красоты.
Пожалуй, наибольшей популярностью во многих районах Узбекистана пользуются чустские тюбетейки (местечко Чуст в Ферганской долине Узбекистана) , особенно "дуппи", один из видов этих тюбетеек. Их отличает белый узор на черном фоне в виде четырех стручков перца - "калампир" - и вышитые по околышу в ряд арочки. Черно-белая тюбетейка родом из Ферганы, а в Самарканде и Бухаре мужчины старшего возраста носят тюбетейку из однотонного бархата зеленого цвета. Интересно, что рядом с Самаркандом находится древний таджикский город Пенджикент, но эта тюбетейка здесь не вошла в обиход. Хотя здесь, как и везде, пожилые люди носят черно-белую тюбетейку. Она удобна не только по форме, но и по цвету: черный и белый. Такую тюбетейку можно надеть и в дни радости, и в дни печали.
Другие разновидности тюбетеек Ферганской долины - "сандали", "акка икки сум", "чимбой", "суркачекма" - имеют более скромный вид. А есть еще самаркандские тюбетейки, выполненные в технике "пилтадузи" (шитье по фитилькам) , по форме напоминающие ребристый купол. Интересны тюбетейки "шахрисабза", отличающиеся живописной многокрасочной гаммой. И наконец, всем известна золотошвейная тюбетейка. Родина ее - Бухара.
пришла к нам эта шапочка, можно сказать, из тьмы веков. Говорят, в обычае носить тюбетейку свою роль сыграл ислам, который запрещал взрослым мусульманам выходить из дома с непокрытой головой. И шапочка оказалась как раз удобной: развернул - на макушку надел, свернул - за кушак заложил.
Но помимо своей прямой утилитарной функции, тюбетейка всегда была украшением костюма. Стремление мастериц к красоте, к совершенству возвышало их труд от ремесла до искусства.
Исторически ее формы вышли из остроконечной тюбетейки, которая носилась под чалмой. Само слово "тюбетейка" произошло от татарского "тюбете": тюбе - верх, вершина. Узбекское название этих шапочек - "дуппи" или "калпок". К XIX веку тюбетейки как головной убор получили повсеместное распространение и определилось разнообразие их форм - островерхие, и конусообразные, полусферические и четырехгранные, круглые и купольные тюбетейки, словом, любого вида, какой только подскажет местный обычай и фантазия мастерицы. Богатство и разнообразие расцветки и орнамента, техники вышивки столь велики, что делают затруднительным любое перечисление декора тюбетейки.
Полный текст :