Автор Ўля задал вопрос в разделе Прочие искусства
Художественные каноны средневекового искусства. и получил лучший ответ
Ответ от Ольга Головина[эксперт]
В изобразительном искусстве восточного и европейского средневековья, особенно в культовом, утвердился иконографический канон. Каноничность обнаруживается не только в строгой иерархии цветов, установившейся в тот период, но и в композиционных приемах изображения.
Например, изображение Христа строго регламентировалось, могло быть только фронтальным, в то время как изображение Богоматери, апостолов могло даваться в три четверти; в профиль изображали лишь отрицательные образы - образы сатаны, ада. Каноничность византийского искусства отличается особой нормативностью, несоизмеримой с системой регламентации художественной практики западноевропейского средневековья.
Особое внимание уделялось символике цвета. Каждый цвет, наряду со словом, выступал важным выразителем духовных сущностей и выражал глубокий религиозный смысл.
Значения, характерные канона средневеквой куьтуре:
Канон библейский - совокупность книг Библии, признаваемых церковью "боговдохновенными", применяемых в богослужении в качестве "священного писания".
Канон церковный - правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон.
Канон - жанровая форма византийской гимнографии, сложившаяся к VIII в. , вытеснившая кондак как из сферы литературного творчества, так и из церковного обихода, обладает сложной структурой (он состоит из девяти песен, каждая из которых членится на ирмос и несколько тропарей) .
Канон - форма многоголосной музыки, основанной на строгой имитации -проведении во всех голосах одной и той же мелодии, в каждом последующем голосе вступающей до того, как она закончилась в предыдущем.
Канон в изобразительном искусстве - система стилистических и иконографических норм, господствующих в искусстве какого-либо периода или направления. Вероятно, здесь имеется в виду понятие "художественный канон", и этот термин применим не только к изобразительному искусству, но и к искусству вообще.
Канон - произведение, служащее нормативным образцом.
Источник:
Для ряда эпох и направлений в искусстве, где преобладающим был художественный символ, а не образ, видную роль в процессе творчества играла каноническое художественное мышление, нормативизация творчества, канонизация системы изобразительно-выразительных средств и принципов. Отсюда, прежде всего, на уровне имплицитной эстетики канон стал одной из существенной категории классической эстетики, определяющих целый класс явлений в истории искусства. Обычно он означает систему внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-то художественном направлении и закрепляющих основные структурные конструктивные закономерности конкретных видов искусства.
Каноничность в первую очередь присуще древнему и средневековому искусству. В пластике с Древнего Египта утвердился канон пропорций человеческого тела, который был переосмыслен древнегреческой классикой и теоретически закреплен скульптором Поликлетом в трактате «Канон» и практически воплощен в статуе «Дорифор» , также получивший название «Канон» . Разработанная Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела стала нормой для античности и с некоторыми изменениями для художников Ренессанса и классицизма. Витрувий применял термин «канон» к совокупности правил архитектурного творчества. Цицерон использовал греческое слово «канон» для обозначения меры стиля ораторской речи.
В изобразительном искусстве восточного и европейского средневековья, особенно в культовом, утвердился иконографический канон. Выработанные в процессе многовековой художественной практики главные композиционные схемы и соответствующие им элементы изображения тех, или иных персонажей, их одежд, поз, жестов, деталей пейзажа или архитектуры уже с 9-го века закреплялись в качестве канонических и служили образцами для художников стран восточно-христианского ареала до 7 века. Своим канонам подчинялось и песенно-поэтическое творчество Византии.
В западноевропейской музыке с 12-13 веков под названием «канон» получает развитие особая форма многоголосья. Элементы ее сохранились в музыке до 20-го века.
Проблема канона была поставлена на теоретический уровень в эстетический искусствоведческих исследованиях только в 20-м веке, наиболее продуктивно в работах П. Флоренского, С. Булгакова, А. Лолева, Ю. Лотмана и др. Флоренский и Булгаков рассматривали проблему канона применительно к иконописи и показали что в иконографическом каноне закреплялся многовековой духовно-визуальный опыт человечества (соборный опыт христиан) по проникновению в божественный мир, который максимально высвобождал «творческую энергию художника к новым достижениям, к творческим взлетам» .
Лосев определял канон «количественно-структурную модель художественного произведения такого стиля, который, являясь определенным социально-историческим показателем, интерпретируется как принцип конструирования известного множества произведений» . Роль канона в процессе исторического бытия искусства двойственна. Будучи носителем традиций определенного художественного мышления и соответствующей художественной практики, канон на структурно-конструктивном уровне выражал эстетический идеал той или иной эпохи, культуры, народа, художественного направления и т. п. В этом его продуктивная роль в истории культуры. Когда же со сменой культурно-исторических эпох менялись эстетические идеалы и вся система художественного мышления, канон ушедшей эпохи становился тормозом в развитии искусства, мешало ему адекватно выражать духовно-практическую ситуацию своего времени. В процессе культурно-исторического развития этот канон преодолевается новым творческим опытом. В конкретном произведении искусства каноническая схема не является носителем собственного художественного значения, возникающего на его основе. Художественно-эстетическая значимость канона заключается в том, что каноническая схема, закрепленная как-то материально, или существующая только в сознании художника, являясь конструктивной основой художественного символа
Как христианство и РПЦ относится к кремации?
В Российской Федерации, по результатам исследований Православного похоронного центра, процент
подробнее...
А, что значит авторское кино?
КИНО АВТОРСКОЕ (РЕЖИССЕРСКОЕ КИНО) , модель организации кинематографа, в которой режиссер фильма
подробнее...