Автор A-stra задал вопрос в разделе Литература
Что представляет собой "техника трех карандашей" в живописи? и получил лучший ответ
Ответ от 20090114[гуру]
В три карандаша или САНГИНА-УГОЛЬ-МЕЛ
Сангина (франц. sanguine, от лат. sanguinelis - кроваво-красный) , карандаши (без оправы) различных красно-коричневых тонов. Природная (натуральная) и искусственная С. состоят из каолина и окислов железа…
Сангина - инструмент для рисования в виде палочки-карандаша без оправы. Современная сангина изготовляется из каолина и оксидов железа с добавлением клеящих веществ. Сангина: - дает мягкую красочную линию; …
"Рисунки Жана-Батиста Греза".
Французский художник писал портреты и бытовые сцены, а также аллегорические и мифологические картины. Созданию каждой картины предшествовала работа рисовальщика. Рисунки Греза, сделанные сангиной или "в три карандаша", еще при жизни автора в XVIII веке стали предметом коллекционирования. 240 его листов с 1769 года хранятся в Академии художеств, они служили образцом для обучения студентов. Их купил в Париже будущий президент Академии художеств Иван Бецкой, возможно, по рекомендации и при посредничестве Дидро, который долгое время поддерживал тесные отношения с художником.
Сангина - самый утонченный, самый аристократический инструмент рисунка. - Поэтому наибольшим успехом она пользуется у художников элегантного стиля, стремящихся к изяществу рисунка и композиции - Понтормо и Россо, Фурини и Ватто. Высшие достижения сангины относятся к XVIII веку. Она с одинаковым успехом воспроизводит женскую обнаженную фигуру или причуды тогдашней моды, причем и вполне самостоятельно и в сочетании с черным и белым (так называемая "техника трех карандашей"). Ватто-самый выдающийся мастер сангины, он пользуется чуть заметным нажимом карандаша, легкой штриховкой, пятнами красной пыли придавая рисунку богатую тональную вибрацию.
Художники Возрождения разработали и широко использовали интересный способ рисования: они наносили рисунок сангиной или сепией и углем на тонированнаю бумагу, а затем белым мелом высветляли нужные участки. В этой технике , известной как техника трех карандашей, рисовали в 17 веке Рубенс и Иорданс, а в 18 веке - Буше, Фрагонар и Ватто.
Выставка для поклонников Пьера Ронсара и почитателей Маргариты Наваррской. Около 80 персонажей французского Возрождения – королей, военачальников, красавиц, ученых, художников… Именно они взбирались по лестницам Шамборского замка и прогуливались в окрестностях Шенонсо, принимали участие в восхитительных празднествах Франциска I, получали в подарок отравленные перчатки и горячие поцелуи, плели интриги и встречались тайком в закоулках Лувра. Имена их сегодня забыты, и в этикетках нередко значится всего лишь «Портрет мужчины в шляпе» или «Портрет молодой женщины». Но одно то, что их изображения были выполнены придворными живописцами Жаном Фуке, пьянчугой и циником Франсуа Клуэ, Пьером Дюмустье и другими, свидетельствует, что это были важные персоны. Этим мастерам удалось превратить рисунок из подготовительных набросков в самостоятельный вид искусства, а так называемая техника трех карандашей (сангина, уголь, мел) позволила при минимуме средств достигать живописного эффекта. Французские «карандаши» служили дипломатическими дарами и быстро стали предметом коллекционирования во всей Европе.