сатира на чиновничество в комедии н в гоголя ревизор
Автор Про прои задал вопрос в разделе Другое
сочинение на тему изображение чиновников в комедии Н. В. Гоголя "ревизор" и получил лучший ответ
Ответ от *КИСУНЯ*[гуру]
Сочинение на тему Сатирическое изображение чиновничества в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"
Сочинение по произведению Ревизор автора Гоголь Н.В.
Краткое содержание произведения Ревизор автора Гоголь Н.В.
Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” является одним из наиболее ярких драматургических произведений русской литературы XIX века. Автор продолжил традиции русской сатирической драмы, основы которой были заложены в комедиях Фонвизина “Недоросль” и Грибоедова “Горе от ума”.
Комедия “Ревизор” представляет собой глубоко реалистическое произведение, в котором нашли отражение пороки помещичье-чиновной системы России тридцатых годов XIX века. Важное место в системе персонажей комедии занимают чиновники, населяющие уездный город. Это собирательный, обобщенный образ, выведенный сатирически, ибо включает в себя все отрицательное в политической системе России того времени. В “Авторской исповеди” писатель указывал, что он “решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое он тогда знал, все несправедливости”. Гоголь задумал обобщить в задуманной комедии наиболее яркие пороки современного ему государственного правления.
Автор своей комедией утвердил новую мысль в русской литературе -не исполнители, а сами законы, весь уклад существующего строя виноваты в том, о чем поведало произведение великого мастера.
Так, Городничий оправдывает свои грехи словами: “Не я первый, не я последний, все так поступают”.
Главное место среди чиновников уездного города отведено Городничему - Антону Антоновичу Сквознику-Дмухановскому. Гоголь в “Замечаниях для господ актеров” дал существенные характеристики каждого из главных действующих лиц комедии. Так, автор характеризует Городничего: “Хоть и взяточник, но ведет себя солидно”. Более полно этот образ раскрывается в речевых характеристиках самого персонажа. Солидный герой и разговор ведет солидный, размеренный. Он порожден средой, ею же и воспитан. Городничий — образ всей государственной власти современной Гоголю России. Он знает, что грешен, ходит в церковь, думает, что в вере тверд, помышляет когда-нибудь покаяться. Но велик для него соблазн не пропустить того, “что плывет в руки”. С приездом ревизора, обманывая сам себя, он питает надежду попасть в генералы. Наделяя героя естественными слабостями, автор делает его более человечным и тем возвышает над остальными персонажами пьесы. В момент прозрения он бросает в лицо чиновникам и в зал: “Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего...”, “Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..”
Не менее грешен во взятках судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин. Он занят собой и своим умом, и безбожник только потому, что на этом поприще есть простор “выказать себя”. Он имеет огромную страсть к псовой охоте. О культурном уровне персонажа мы можем судить по замечанию автора: “Человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен”. Коллежский асессор говорит, “как старинные часы, которые прежде шипят, а потом бьют”.
К главным героям относится и надворный советник Земляника. Для большей типизации Гоголь нарушает обычную структуру правления уездного города. Должность Земляники - попечитель богоугодных заведений -была только в губернских городах, а не в описываемом автором уездном городе. Это человек толстый, “но плут тонкий”. Он помышляет только о том, как бы показать себя.
Так, смотритель училищ Лука Лукич Хлопов, титулярный советник, “напуган частыми ревизовками и выговорами неизвестно за что”, “очень услужлив и суетлив”. Должность надворного советника и почтмейстера занимает Иван Кузьмич Шпекин. Это простодушный до наивности и глупости человек, смотрящий на жизнь как на собрание интересных историй, которые он прочитывает в распечатываемых им письмах.
Среди чиновников уездного города видное место занимает Иван Александрович Хлестаков, мелкий чиновник из Петербурга, который следует в свою деревню по вызову отца.
[ссылка появится после проверки модератором]
Николай Васильевич Гоголь дал в комедии “Ревизор” широкую картину чиновничье-бюрократического правления. В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей небольшого уездного города: ничтожность интересов, лицемерие и ложь, чванство и полное отсутствие человеческого достоинства, суеверие и сплетни. Это раскрыто в образах чиновниках. Никто из них не выделен. Редко встречается описание отдельных служащих, чаще дается характеристика целого ряда представителей чиновничества. Я охарактеризую всех по порядку.
Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский- это взяточный солидный и не глупый человек. Он любит приказывать так как раньше был военным. Одевается в свой мундир с петлицами и в ботфорты со шпорами.
Судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин -это второстепенный персонаж. он, как и все в произведении берёт взятки, но не деньгами, а борзыми щенками. Невежественный и самоуверенный по натуре. Занимается больше охотой, чем судопроизводством. Заседатель вечно пьян. считает себя образованным и умнее всех только потому, что за всю жизнь прочитал пять или шесть книг.
Попечитель богоугодных заведений Артемий Филиппович Земляника- второстепенный персонаж тоже взяточник. Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем этом проныра и плут.
Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов- взяточник подкаблучник. Напуган частыми проверками ревизоров и выговорами неизвестно за что, а потому боится, как огня, всяких посещений.
Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин- взяточник, читает всегда чужие письма и посылки иногда не доходят даже коллекционирует понравившиеся ему письма.
Очень жалко, что в этом произведении нет положительного героя, который хотя бы не был взяточником.
В «Ревизоре» Гоголь автор сочетает «правду» и «злость», то есть реализм и смелую, беспощадную критику действительности. При помощи смеха, острой сатиры Гоголь обличает такие пороки русской действительности, как чинопочитание, коррупцию, произвол властей, невежество. В комедии «Ревизор» представлена целая «корпорация разных служебных воров и грабителей», блаженно существующих в уездном городе N. При описании мира взяточников и казнокрадов Гоголь использовал ряд художественных приемов, которые сделали характеристики персонажей более яркими и точными. Открыв первую же страницу комедии и узнав, например, что фамилия частного пристава — Уховертов, а уездного лекаря — Гибнер, мы получаем, в общем-то, уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Кроме того, Гоголь дал критические характеристики каждому из главных действующих лиц. Городничий: «Хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно». Анна Андреевна: «Воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей». Хлестаков: «Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения». Осип: «Слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет». Ляпкин-Тяпкин: «Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен». Почтмейстер: «Простодушный до наивности человек».
Яркие портретные характеристики даны также и в письмах Хлестакова в Петербург своему приятелю. Так, говоря о Землянике, Хлестаков называет попечителя богоугодных заведений «совершенной свиньей в ермолке».
Основным литературным приемом, которым пользуется Гоголь при комическом изображении чиновника, является гипербола. Например, лекарь Христиан Иванович Гибнер не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, а Аммос Федорович с почтмейстером решили, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична, по сути, и сама фабула комедии, но по мере развития сюжетного действия, начиная со сцены рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные страхом за свое будущее чиновники и хватающиеся за Хлестакова, как за соломинку, городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая «сама себя высекла», и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что «в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский» и т. п.
Развязка наступает внезапно, неожиданно. Письмо Хлестакова дает такое простое и даже банальное объяснение, что поначалу выглядит для городничего, например, гораздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии. Удар настолько силен, что у Городничего наступает нечто вроде прозрения: «Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего...»
Далее Гоголь применяет прием, ставший таким популярным в наше время: городничий, ломая принцип так называемой «четвертой стены», обращается прямо в зал: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь». Этой репликой Гоголь показывает, что действие комедии на самом деле выходит далеко за пределы сцены театра, переносится из уездного города на необъятные просторы. Ведь в этой комедии отразилась жизнь всей страны. Есть даже легенда о том, что Николай I, посмотрев пьесу, вымолвил: «Всем досталось, а мне больше всех!»
Немая сцена: как громом пораженные стоят обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет очищающая гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель. В этой сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, «маленьких воришек для удовольствия больших». Надо сказать, что пафос немой сцены, понятый таким образом, противоречит обще
Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создает два произведения, отображающих всю действительность состояния страны. Одним из этих произведений является комедия «Ревизор», в которой Гоголь задумал посмеяться над тем, что «действительно достойно осмеяния всеобщего». Гоголь признавался, что в «Ревизоре» он. Решил собрать в одну кучу все дурное в России, все несправедливости».
В 1836 году комедия была поставлена на петербургской сцене и имела громадный успех. Комедия Гоголя, затронувшая все живые вопросы современности, вызвала самые противоречивые отклики. Реакционные круги боялись влияния комедии на общественное мнение. Она имела политический смысл. Передовые круги восприняли «Ревизора» как грозное обвинение николаевской России. Гоголь создал глубоко правдивую комедию, проникнутую острым юмором, обличавшую бюрократическую систему целостной России.
Маленький, захолустный городок, где царит произвол и нет даже полицейского порядка, где власти образуют корпорацию мошенников и грабителей, воспринимается как символ всей николаевской системы. Эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» обобщающий, обличительный смысл «Ревизора». Весь строй пьесы давал понять, это захолустный городок, из которого, как сказал городничий, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», есть только, часть громадного бюрократического целого. Реакционеры кричали, что сюжет городничий, мог принять промотавшегося трактирного денди, «сосульку», «тряпку» за ревизора. Но такие случаи были нередки.
Пушкина тоже в Нижнем Новгороде приняли за ревизора. Развитие сюжета строится на испуганной психологии чиновников. Хлестакова принимают за крупного чина потому, что он «не платит и не едет». Городничий дает Хлестакову и радуется, что сумел сунуть взятку, это значит, что Хлестаков «свой», то есть такой же взяточник. Картина всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола видна через реплики чиновников (больных морят голодом, у солдат под мундирами нет не только нижнего белья, но и даже рубах, деньги, собранные на церковь, пропили и проели. Решили объявить, что церковь построили, но она сгорела). Все чиновники порождение вековой бюрократической системы, никто из них не чувствует своего гражданского долга, каждый занят своими ничтожными интересами, духовный и нравственный уровень их крайне низок. Судья Ляпкин Тяпкин не заглядывает в бумаги, потому что не может разобрать, где правда, а где неправда. Многолетняя волокита и взятки таков суд в этом городе. Проныра и плут Земляника еще и доносчик, он доносит мнимому ревизору на своих коллег. Доносы при Николае 1 были в большом ходу. Смотритель училищ Хлопов запуганное существо, он считал, что тупые учителя приносят больше пользы, потому что безвредны и вольной мысли не допустят. На втором плане видны купцы, мастеровые, полицейские вся уездная Россия. Типичность персонажей Гоголя в том, что городничие и держиморды будут при любом режиме. В обрисовке характеров Гоголь развивает традиции Грибоедова и Пушкина. «Ревизор» и сейчас не сходит со сцен наших театров.
Другим произведением, олицетворяющим Россию в творчестве Гоголя, принято считать поэму «Мертвые души», которую автор начал писать в 1835 году по настойчивому совету Пушкина. Центральный герой поэмы Павел Иванович Чичиков. В характере этого героя ярко проявилось буржуазное начало, которое не было еще распространено в России. В чувствах Гоголя к Чичикову вложено отношение писателя к России того времени. Вопрос, куда идет Россия, заставляет погружать Чичикова в сравнительные ситуации, сталкивать героя с «мертвыми душами». Гоголь построил поэму двупланово.
Уездный город просто переполнен чиновниками разных классов. Все они заботятся лишь о своих жизнях и о собственном благе.
Чиновникам, как и самому городничему, абсолютно все равно, что творится в местных заведениях. Проблемы населения...
Полное сочинение читай здесь:
Сочинение на эту тему
Идея комедии Н. В. Гоголя "Ревизор". Срочно
В «Ревизоре» , — вспоминал Гоголь впоследствии, я решился собрать в одну кучу всё дурное в России,
подробнее...
Чиновники - мертвые души в поэме Гоголя мертвые души. Доказать, что чиновники мертвые души. Небольшое сочинение
Чиновники города NN в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" (1) Тема бюрократии, чиновничьего произвола
подробнее...
"Мёртвые души". Помогите пожалуйста составить характеристику чиновникам.
Чиновники города NN в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" (1)
Тема бюрократии, чиновничьего
подробнее...