Автор Катерина Игнатьева задал вопрос в разделе Домашние задания
кто нибудь знает тенденции изменения категориального строя в современной психологии ? и получил лучший ответ
Ответ от Alexey Khoroshev[гуру]
Категориальный строй психологии.
Предельно общая, глубинная, исторически развивающаяся познавательная структура, отображающая психическую реальность в ее целостности и специфических, только ей присущих характеристиках. Категориальный строй психологии обусловливает построение конкретных теорий и эмпирического знания. Для выявления компонентов категориального строя психологии, уровня их развития и форм взаимосвязи необходим специальный категориальный анализ. Категориальный строй психологии складывается под воздействием социальной практики, в том числе практики научных исследований.
Анализ становления категориального строя психологии показал, что общая тенденция поэтапного постижения качественных уровней психики применительно к изучению ее когнитивного /познавательного/ аспекта выразилась в последовательном вычленении категориальных струн тур: от чувственного образа через мыслительный к образу самого себя /самооценке/ в системе общественных отношений. Регулятивный аспект психической реальности отображался в особых категориальных структурах /психофизиологическое и психосоциальное действие, свобода выбора/, описывающих иерархическое строение сложного целого. В процессе решения психопраксической проблемы в истории психологии происходило вычленение наиболее повторяющихся, "инвариантных" уровней действия: психофизиологического /Ф. Дондерс, Д. Уотсон/, псиxo -социального /П. Жане, Д. Мид, К. Пиаже/, личностного /П. Жане/. Внутренняя логика изучения аффективно-побудительного аспекта психики выразилась в тенденции движения исследовательской мысли от преимущественного изучения биогенной - /Ч. Дарвин, У. Мак Дугалл, З. Фрейд, К. Халл/ к изучению социогенной /школа К. Левина, школа "человеческих отношений"/, а затем и личностной /теории самоактуализации личности/ мотивации. В истории психологического познания происходила закономерная дифференциация категориальных структур, отображающих качественные уровни разных аспектов психики, в силу того, что выделенные уровни представляют собой весьма специфическое образование по природе, структуре, генезису и характеру внутриуровневых связей и для своего адекватного описания требуют использования отдельных категорий. В связи с этим выделяются блоки категорий, описывающие психофизиологические особенности организма, индивида и личности.
На разработке конкретного элемента категориального строя изучение отдельного аспекта психики происходило при заметной переоценке другого, вследствие чего психическое редуцировалось к одной из категорий - образа /чувственного, мыслительного/, действия /психофизиологического, психосоциального/, мотива /биогенного, социогенного/. В изучении познавательного аспекта это разобщение взаимосвязанных категориальных структур репрезентирует в настоящее время когнитивная психология, которая привлекая схемы и терминологию теории информации и вычислительной техники для объяснения психологических феноменов, описывает лишь "холодные" познавательные процессы, игнорируя "теплые", полнокровные, соотносимые с аффективными и контактивными образованиями /Hilgard E, 1980/. О неэффективности предпринятых в 30-е годы попыток Э. Толмена и К. Халла связать категорию психофизиологического действия С категориями чувственного образа и биогенного мотива убедительно свидетельствует факт появления в 60-70-е годы новых вариантов бихевиоризма, направленных на уточнение категориальных оснований психологии : "субъективный" /Миллер Д. , 1965/, "когнитивный" /Bergman B 1978/, /Liebermin D., 1979/, "аффективный" /Gold G., I976/ бихевиоризм; неоментализм /Paivio A,., I975/. Внутренние взаимосвязи чувственного образа, психофизиологического действия, биогенного мотива. /и соответствующих категорий/, объясняются в работе наличием таких общих качественных их особенностей как предметность, целостность, константность, избирательность. Каждая из категорий отображает реально взаимосвязанные познавательные, побудительные и регулятивные аспекты психической реальности.
Источник: Полностью:
Какую роль играет познание в жизни человека?
Процессу познания объективной и субъективной реальности посвящено огромное число работ, в
подробнее...
Объясните понятие "мыслить категориями" из характеристики психолога, данной ребенку.
Категориальный строй мышления выражает его упорядоченность, соответствующую упорядоченности
подробнее...
что такое деятельность
Де́ятельность (активность) — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом,
подробнее...
Что объединяет, в чем различие этих понятий? ? философия - наука философия - религия философия - искусство
Имеется, по крайней мере, три вопроса, касающихся соотношения философии и науки:
Является ли
подробнее...