Нефтемашсистема
Автор Марат Магомедов задал вопрос в разделе Архитектура, Скульптура
архитекрурное строение католической церкви и получил лучший ответ
Ответ от Александр Мартусевич[гуру]
Структура и символика католического храма отражает духовные задачи католицизма.
В настоящее время в католическом мире существует великое многообразие форм храмовой архитектуры. Это и старинные базилики (от греч. Базили`к - царский) , тип которых сложился еще в первые века христианства. Это и приземистые, почти без окон массивные храмы романской эпохи (эпохи раннего средневековья X-XIII вв.) . Романский от слова Рим. Это и стремящиеся ввысь ажурные с огромными окнами-витражами храмы эпохи готики - позднего средневековья. Это и стремящиеся к геометрической простоте, основанные на формах классической архитектуры, храмы эпохи Возрождения. Барокко, неоклассицизм, модерн и современные архитектурные стили оставили свой отпечаток на архитектуре католических храмов.
В основу планировки большинства из них положена идея римской базилики. К XII в. эта планировка усложнилась и приобрела следующую структуру.
Храм всегда ориентировался по сторонам света. На запад всегда ориентировался портал (вход) . Перед порталом находился двор, иногда огороженный галереями. Это место называлось а`трием (или на`ртексом) . От нартекса к порталу вела паперть - возвышенное место. В на`ртексе и на паперти обычно находились отлученные от церкви, и оглашенные, т. е. готовящиеся к обряду крещения (им не разрешалось входить в храм во время службы. Главный портал и боковые порталы вели в главный и боковые не`фы храма. В основе плана католического храма средневековья лежал латинский вытянутый крест. Вытянутая часть храма призвана, не только вместить большое количество верующих, но и быть символом длинного пути, по которому должен пройти человек в своем совершенствовании. Недаром на боковых стенах часто помещали сцены так называемого Крестного пути - изображение страданий Христа.
В некоторых храмах полы в этой части имели рисунок лабиринта (сложного, запутанного пути) , по которому грешники, передвигаясь на коленях, приносили покаяние.
Основной неф пересекался поперечным нефом идущим с юга на север. . Пересечение главного и поперечного нефа носит название средокрестия. Обычно это место обозначается шпилем или куполом (подобно куполу в православных храмах) . За средокрестием обычно находится хор - место для присутствующего при богослужении духовенства. Эта часть символизирует образ рая.
Главными смысловыми элементами храма и самыми священными его местами являются, находящиеся в присветерии, - алтарь и дарохранительница - таберна`кула (от лат. Taberna`culum - шатер) т. е. Святая Святых, где находился Ковчег Завета во время похода из Египта.
Алтарь соответствует престолу православного храма. Это накрытый покрывалом стол, на котором стоит богослужебная утварь, и лежат богослужебные книги. Он всегда открыт и таинства причащения видят все верующие . У алтаря совершаются основные священнодействия.
Важным элементом больших католических храмов всегда была кафедра, с которой священник произносил проповедь. Если в храме вел постоянно службу епископ, храм назывался кафедральным собором (собор - церковь, в которой находится кафедра епископа - главы церкви на определенной территории - "епархии").
В каждом католическом храме обязательно отводится место для исповеди, которое называется исповедальней или конфессиона`лом.
Для обхода хора предусмотрены специальные проходы деамбулатории - эту функцию обычно выполняют боковые нефы.
Под хорами, ниже уровня пола находится кри`пта ("тайное место"), склеп, где находится захоронение святого, которому посвящен храм.
В отличие
Костёл, Кирха, Храм, Собор, Церковь.