Автор A-stra задал вопрос в разделе Другое
Чем уникален художественный металл Строгановки? и получил лучший ответ
Ответ от Марина[гуру]
В 1864 году в Строгановском училише открывается «Художественно-промышленный музей» , первый московский музей, в котором представлены прикладные искусства, в том числе раздел художественного металла.
Наиболее древними в собрании являются изделия, относящиеся к античной культуре. Средневековое искусство Европы представлено единичными образцами мелкой пластики; эта страница истории обработки металла также иллюстрируется копиями, заказанными основателем училища С. Г. Строгановым специально для училища. Западно-европейский металл ХVIII-ХIХ веков представлен разнообразными формами посуды, интересна также небольшая коллекция часов ХVIII-ХIХ веков работы западно-европейских мастеров. Произведения ремесленников стран Востока - Турции, Ирана, Бирмы, Китая и Японии относятся к ХVIII-ХIХ. векам; это разнообразные предметы обихода, посуда, мелкая пластика. В собрании есть изделия индийских ремесленников XX века, ювелирные изделия из меди и серебра. Небольшая коллекция оружия ХVII-ХIХ веков, отдельные предметы в ней имеют высокий художественный уровень. Здесь есть изделия иранских, албанских, китайских, грузинских и русских мастеров.
Наиболее полно и интересно представлена история русского металла, ранние произведения русских ремесленников из железа, меди, олова, бронзы, серебра относятся к ХVII веку, формы многих из них традиционно повторяются и в XIX веке.
Обычно это разнообразные скромные предметы крестьянского быта: сундучки, замки, удила, сечки, светцы из железа, национальные формы посуды, такие как братины, стопы, чарочки, ендовы из меди и олова. Мелкая пластика из чугуна и бронзы относится к концу ХVIII - началу XIX века.
Ювелирные изделия из серебра и меди немногочисленны, они относятся, в основном, к XIX веку. Это изделия мелких ремесленников национальных окраин России (Урала, Поволжья) .
Характерными образцами представлены разнообразные формы медной посуды, относящиеся к ХVII-ХVIII векам. Это такие типичные для России разновидности, как стопы и чарочки, украшенные гравированными и чеканными узорами, ложчатые сковородки, ковши. Представлены интересные образцы изделий уральских и сибирских заводов первой половины XVIII века.
Очень хорош чайник-самовар, возможно, использовавшийся для приготовления сбитня,
с высокой перекидной ручкой, округлой формы, посеребренный снаружи и украшенный в верхней части тулова пышным чеканным орнаментом в духе позднего барокко с раковинами и картушами.
Коллекция самоваров в музее небольшая, но здесь представлены наиболее характерные виды.
Из медных изделий необходимо отметить светильники: двухсвечные подсвечники в виде ажурного двуглавого орла, и трехсвечные, в основе композиции которых - изображение птицы Сирин. Такие формы подсвечников традиционно повторялись с ХVII по XIX век.
В музее экспониркются бронзовые люстры, получившие распространение в XVIII в. Они отличаются небольшими размерами, строгостью пропорций, тонкой чеканкой и изысканностью цветовых сочетаний зеленого стекла с мягким тоном матовой золоченой бронзы, дополненных блеском хрусталя из темного синего стекла с темной бронзой.
Среди изделий, выполненных в технике скани, выделяется шкатулочка конца ХVIII века в форме сундучка, сплетенного из завитков в виде веточек с мелкими кружочками на четырех ножках-шариках. Особым разнообразием узоров, затейливостью форм, приемов отделки отличается коллекция пуговиц, украшенных эмалями и разноцветными "драгоценными" камнями, позолоченных, украшенных гравированным орнаментом.
Изделия из серебра относятся преимущественно к XIX в. Это различные формы парадной посуды: блюда, сахарница, сухарница, ложки, вилки.
В Строгановском музее имеются изделия, получившие распространение и в наше время.
Источник:
Так, например, в коллекции «Строгановки» - бывшего художественного училища, а ныне – художественного университета есть раритеты из уникального собрания графа Строганова, среди которых – двусторонний крест-энколпион, по преданию, принадлежавший монаху Пересвету - герою Куликовской битвы.
Основными предпосылками для создания Строгановской школы в Москве были: растущие эстетические требования общественности; повышение массового спроса на изделия художественной промышленности; усиление борьбы русских промышленников с иностранной конкуренцией.
Граф С. Г. Строганов решил эту проблему, и в 1825 году была основана "Школа рисования в отношении к искусствам и ремыслам". За время существования института нераз менялась его политика, а так же его названия. В 1996 г. МВХПУ получило статус университета.
Справка о основателе школы:
Граф Сергей Григорьевич Строганов (1794 - 1882), был одним из крупнейших деятелей русского просвещения. Более полутора лет Строганов провел в столице Франции, осматривая дворцы и музеи, изучая коллекции произведений искусства, посещая различные ученые и особенно художественные учреждения, а долговременное пребывание в Париже использовал для обстоятельного изучения наиболее выдающихся художественных произведений, привезенных туда Наполеоном в виде трофеев из различных покоренных им стран, более всего из Италии. В 1825 г. он на свои деньги основал бесплатную Строгановскую школу рисования, в которой училось искусствам и ремеслам 360 человек, в том числе и бедные дети горожан и крепостные. В 1843 г. школа стала государственной, в 1860 г. получила название Строгановского училища, которое закончили многие видные зодчие и художники (с 1945 г. - Московское высшее художественно-промышленное училище) .
...* Большая роль в развитии национальной художественной промышленности принадлежала Императорскому Строгановскому художественно-промышленному училищу, которое с 1895 года стало воспитывать художников - прикладников, необходимых отечественному производству. Исключительный успех моделей Строгановского училища на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, где они поразили современников новизной национальных мотивов, еще более способствовал новому направлению. Обязательной частью учебной программы было проектирование в разных стилях и современных формах, изготовление копий.
Вывод: художественный металл Строгановки уникален неповторимостью изделий русской школы художественной ковки.
КОВКА - это один из способов обработки металлов давлением, при котором инструмент оказывает многократное прерывистое воздействие на заготовку, в результате чего она, деформируясь, постепенно приобретает заданную форму и размеры.
Всем известно, что с древних времён, холодная ковка меди, самородного железа являлась, пожалуй, самым основным способом обработки металла.
Холодная ковка использовалась у индейцев Северной и Южной Америки до 16 века до н. э.
Позже стали применять горячую ковку в Иране, Месопотамии, Египте в 4-3 вв. до н. э. Во все времена кузнецы пользовались высоким спросом, а об их мастерстве складывали легенды.
Люди кузнечное дело всегда ставили в разряд наивысших искусств и окружали различными поверьями. Считалось, что кузнецы находились под покровительством бога Сварога и могут излечивать различные болезни, ворожить и отгонять нечистую силу.
Кузнечное дело казалось таинственным и связанным с магией. Так как уровень техники был слишком низким, от мастера требовалось много умения, навыка, опыта в обращении с металлом.
Различить, например, сорта стали можно было только по цвету и характеру искры или излому, а степень нагрева при ковке, закалке и сварке – на глаз по цвету раскаленного металла (каленого) ; о температуре отпуска стали мастер судил по цветам побежалости.
В России, кузнечное дело в средние века вышло на высокий уровень.
В 15-17 вв. в Новгороде и Москве стали возникать кузнечные корпорации, кузнецы селились вместе, образуя слободы (Кузнецкий мост в Москве, Кузнецкая слобода в Старице).
Вручную ковалось: огнестрельное и холодное оружие, всевозможные инструменты, детали для дверей и сундуков, решётки, ворота, ставни, перила, балконы, подсвечники, замки, часы, подковы, украшения и предметы быта.
В 15-19 вв. в мире произошла специализация по отраслям развития кузнечного ремесла, например фонари, ограды, решётки, ворота интересней получались в Петербурге (Царское село) и Версале, оружие можно было приобрести в Туле, Астрахани, Милане, Дамаске и Аугсбурге.
За ножами и инструментами ехали в Павловск на Оке, Ноттингем, Золинген, а замки делали в Нюрнберге.
Ручная художественная ковка в 19 веке была вытеснена штамповкой и литьём, интерес к ней вернулся лишь в 20веке, когда было создано кузнечное оборудование и многие трудоемкие операции стали механизированы, это позволило изготавливать кованые изделия быстрее и качественнее.
Также стоит заметить - этот процесс стал приносить больше выгоды, что в свою очередь вернуло интерес к эксклюзивным изделиям ручной ковки.
СТРОГАНОВ Сергей Григорьевич (1794-1882)
граф, российский государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1827). Сын Г. А. Строганова.
В 1835-47 попечитель Московского учебного округа, с 1856 член Государственного совета, в 1859-60 московский генерал-губернатор.
Археолог, председатель Московского общества истории и древностей российских (1837-74), основатель Строгановского училища, Археологической комиссии.
Строгановское Училище было основано в 1825 графом С. Г. Строгановым как школа подготовки художников декоративно-прикладного искусства.
В 1843 школа стала государственным учебным заведением, а с 1860 г. получила название Строгановское училище технического рисования.
После Октябрьской революции 1917 училище было реорганизовано и вошло в состав Государственных свободных художественных мастерских, Вхутемаса, Вхутеина. В 1945 было воссоздано в качестве высшего художественно-промышленного учебного заведения.
В 1993 из Высшего художественно-промышленного училища преобразовано в Московский художественно-промышленный институт им. С. Г.
как называется художник по металлу
В вузах есть такая специальность "художник по металлу", наравне с декораторами и прочими
подробнее...
Как называется эта прекрасная роспись? Где и когда она появилась? Назовите её особенности.
Одним из промыслов, существовавших на территории Подмосковья, была так называемая "гуслицкая"
подробнее...
какие экзамены нужна сдавать, что бы поспуить на рествратора? подскажите
Учеба. В Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) готовят специалистов по
подробнее...
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста в каком образовательном учреждении России учат на ювелира или геммолога
Ангелина!
1. Чтобы стать геммологом, нужно поступить на геологический или
подробнее...
что такое музеи декоративно-прикладного искусства?
Декоративно-прикладное творчество - обширный раздел искусства, охватывающий различные сферы
подробнее...
Кем пойти работать, закончив университет, худграф, специальность декоративно-прикладное искусство?
В этом случаи рекламный бизнес оптимальный вариант (как основная работа) . Тем более в этом деле
подробнее...
Какие есть достопримечательности в городе Архангельск?
Памятники архитектуры: частично сохранившийся Гостиный двор, Таможенный замок и биржа; церковь Св.
подробнее...
подскажите как можно поступить в художественное училище в Абрамцево
УСЛОВИЯ ПРИЕМА НА ДНЕВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
:: В колледж принимаются граждане Р. Ф. до 30-летнего
подробнее...
нужен реферат по химии на тему: Сплавы металлов! пожалуйста кто что может?
Окружающие нас металлические предметы редко состоят из чистых металлов.
Только алюминиевые
подробнее...
Бронза, это сплав каких двух металлов?
Бро́нза — сплав меди с оловом, алюминием, кремнием, бериллием и другими элементами, за
подробнее...
ЧТО ТАКОЕ ЛИТЬЕ. МЕТАЛЛЫ
Литьё — технологический процесс изготовления заготовок (реже — готовых деталей) , заключающийся в
подробнее...
Чем можно писать на металле?
Чернила для металла.
----
Писать на металле рекомендуют смесью 6 мл концентрированной
подробнее...
Где ожно взять информацию для курсовой "НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ ЛАКОВАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ"
Нижнетагильская роспись по металлу
Уже с середины XVIII в. на ряде уральских заводов
подробнее...