Клуазонизм в живописи
Автор A-stra задал вопрос в разделе Живопись, Графика
Что такое клуазонизм? Когда появился этот термин в живописи? и получил лучший ответ
Ответ от Madeleine[гуру]
В 1887 г. под влиянием очень модного тогда японского искусства Бернар совместно с Анкетеном сформулировали принципы нового художественного направления - клуазонизма, основанного на сочетании жесткой контурной линии и декоративного контрастного цвета внутри неё, развитого впоследствии художниками совместно с П. Гогеном ("синтетический" символизм) (понт-авенская группа).
Э. Дюжарден, дал следующую характеристику: «На первый взгляд эти работы производят впечатление декоративной живописи; подчеркнутый внешний контур, интенсивный и убедительный цвет неизбежно наводят на мысль о народном искусстве и японских гравюрах. Затем под общим иератическим характером обнаруживаешь поразительную правдивость, которая освобождается от романтизма страсти; и, наконец, перед нами понемногу раскрывается продуманное, волевое, рациональное и систематическое построение, требующее нашего анализа». Он же дал имя новой форме искусства ≈ клуазонизм (от французского сloison- перегородка) , обнаружив в ней определенные параллели с техникой изготовления перегородчатых эмалей.
Бернар много пишет и выставляется в это время ("Мадлен в лесу любви", "Бретонки под зонтиками", и др.) , но впоследствии он откажется от своего бретонского периода.
Мадлен в лесу любви. 1888. Музей д'Орсе, Париж
Гоген схематически изображал на холсте контуры предметов, а затем делил их на небольшие цветные участки, окруженные синей или черной каймой, как в витраже, и использовал яркие цвета, далекие от естественных природных.
В «Таитянских пасторалях» воды реки, в которой отражается закатное небо, переданы сочетанием багровых, кроваво-красных и лиловых пятен. Таким же пятном чистого желтого цвета становится прибрежная песчаная полоса, а поросший травою противоположный берег реки дан художником в виде нерасчлененной изумрудно-зеленой плоскости. Предельно насыщенный, одновременно празднично-яркий и напряженный колорит, придавая полотну сходство с восточным ковром, привносит в изображение дух пряной экзотики, усиливает отличие изображаемого мира от тоскливой повседневности «цивилизованной» жизни. Гоген хочет создать идиллию: это проявляется в свободной и простой композиции, в медленном, словно ленивом, ритме человеческих тел и растений. Художник пытается дать картину идеально прекрасного мира, хотя в «Таитянских пасторалях» есть определенный оттенок литературности, даже искусственности. И в то же время в фигурах таитянок, одетых в короткие белые одежды, в деталях переднего плана — сосуде, напоминающем древние амфоры, в лежащей рядом поджарой собаке —неожиданно ощущаются черты, родственные классически простому и спокойному духу античности.
Луи Анкетен В позднем творчестве художник отказался от прежних исканий и писал картины в манере Рубенса. Всю жизнь находящийся в поиске своего стиля, Анкетен утверждал, что не нужно "никаких теорий, никаких школ", в художнике "важен только темперамент".
"Портрет" (1928)
Особенность клуазонизма заключается в том, что полотно картины разделяется на несколько плоскостей разного цвета в соответствии с изображаемыми фигурами или предметами. Используются чистые контрастные цвета, которые придают живописной плоскости декоративный эффект. Осмысленный Гогеном клуазонизм, обретя глубокую идейную и одновременно усовершенствованную практическую основу, получил новое и более импонировавшее художнику именование - синтетизм.
Клуазонизм (от франц. cloison - перегородка) - термин, перенесенный в живопись из прикладного искусства. Обозначает особую манеру письма, разработанную Э. Бернаром и Л. Анкетеном в 1887 году, воспринятую П. Гогеном и ставшую основой живописного "синтетического" символизма. Суть данной системы заключается в том, что все полотно разделяется на несколько плоскостей разного цвета в соответствии с изображаемыми фигурами или предметами. Каждая из этих плоскостей очерчивается причудливо изгибающейся широкой контурной линией, как в эмалях пластинками или в витражах - свинцовыми красками. Главная роль в клуазонизме отводится чистым контрастным цветам, которые придают живописной плоскости особый декоративный эффект, поднимая линию горизонта и разрушая привычную перспективу натурного пространства. Фигуры уплощаются и становятся похожими на тени (П. Гоген "Видение после проповеди", 1888). Очень близок клуазонизм синтетизму, воспроизводящему тот или иной мотив по памяти или из глубин воображения, а потому не требующему детальной его прорисовки.
Клуазонизм (от фр. cloison — перегородка) — термин, перенесенный в живопись из прикладного искусства. Обозначает особую манеру письма, разработанную Э. Бернаром и Л. Анкетеном в 1887 г. , воспринятую П. Гогеном и ставшую основой живописного «синтетического» символизма.
Суть данной системы заключается в том, что все полотно разделяется на несколько плоскостей разного цвета в соответствии с изображаемыми фигурами или предметами. Каждая из этих плоскостей очерчивается причудливо изгибающейся широкой контурной линией, как в эмалях пластинками или в витражах — свинцовыми красками. Главная роль в клуазонизме отводится чистым контрастным цветам, которые придают живописной плоскости особый декоративный эффект, поднимая линию горизонта и разрушая привычную перспективу натурного пространства. Фигуры уплощаются и становятся похожими на тени (П. Гоген «Видение после проповеди» , 1888). Очень близок клуазонизм синтетизму, воспроизводящему тот или иной мотив по памяти или из глубин воображения, а потому не требующему детальной его прорисовки.
А кто такой Луи Анкетен в мире живописи? Что вы слышали, что вы знаете о его творчестве?
Французский живописец и рисовальщик, представитель постимпрессионизма Анкетен учился живописи в
подробнее...