кормчая книга



Кормчая

Автор Елена Шубина задал вопрос в разделе Литература

Кто мог воспользоваться Кормчей книгой? и получил лучший ответ

Ответ от + Андрей +[гуру]
Кормчая книга — так называется принятый от константинопольской церкви в православных русской и других славянских церквях сборник правил церкви и государственных к ней относящихся законов, подвергавшийся, после принятия, разным дополнениям и изменениям.
В греческой церкви этот сборник назывался номоканоном (см. Византия).
Слово "Номоканон" в славянских списках переводилось буквально "законоправильник", "законоправило"; с течением же времени этот перевод заменили названием "Кормчая книга; по гречески - номоканон, в славянских народах называемая законоправило".
В константинопольской церкви в VI — IX вв. образовались и употреблялись различные виды сборников церковного права.
С распространением христианской веры между славянскими народами эти сборники переходили к ним в разных переводах и здесь дополнялись и изменялись.
Славянский перевод церковных правил впервые совершен в IX в. для болгарской церкви и приписывается христианскому первоучителю славян, св. Мефодию.
Первым сборником церковного законодательства на славянском языке явилась "Синагога" Иоанна Схоластика, с присоединением к правилам вселенской церкви местных правил константинопольской церкви (Иоанна Постника, устава студийского) и некоторых государственных узаконений, каковы: "Закон судный" или Эклога Льва Исаврянина (в болгарской редакции) , извлечения, из Эклоги и Прохирона.
Этот сборник наз. в русской литературе болгарской редакцией Кормчей, списки ее были в употреблении в России с первых времен основания в ней церкви; до настоящего времени их сохранилось два (в Румянцевском музее, № 230 по описанию Востокова, и в московской академии, № 54).
Независимо от болгарской Кормчей книги, в России весьма рано, по всей вероятности — еще при Ярославе I, совершен был свой славяно-русский перевод с греческого языка такого сборника церковного законодательства, который в греческой церкви находился в большем употреблении в VIII — XI вв. , чем сборник Схоластика.
Этим сборником была так называемая Синтагма XIV титулов, которой в греческой церкви было несколько редакций. Между ними различаются две главные: до-фотиевская и фотиевская; последняя наз. также и фотиевым Номоканоном.
Первой славяно-русской Кормчей была Синтагма XIV титулов в дофотиевской редакции, но дополненной различными прибавлениями как в церковных правилах, так и в государственных законах.
В XVII в. , при патриархе Иосифе, Кормчая книга подверглась новому пересмотру, в некоторых частностях изменена, дополнена или сокращена против древнейших списков и была напечатана в 1650 г. Иосифовская Кормчая книга разошлась в нескольких экземплярах, когда патриарх, от имени которого она напечатана, умер, и на его место вступил Никон, Кормчая снова была переиздана.
Никоновское издание Кормчей книги имело исключительное употребление в церкви до времен Екатерины II, как издание церковное
В 1787 г. последовало Екатерининское издание К. , под непосредственным руководством св. синода.
При Александре I Кормчая книга. издавалась два раза, в 1804 и 1816 гг. ; с тех пор она больше не издается.
Кормчая книга - была источником светского и церковного права. Она содержала в себе юридичискую базу для рассмотрения уголовных, и гражданских дел, бракоразводным процессам, и. т. д
В принципе сводами законов Кормчей книги могли воспользоваться все имеющие способность читать.

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Кто мог воспользоваться Кормчей книгой?
Кормчая книга на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Кормчая книга
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*