Костюм арлекино
Автор Оксана задал вопрос в разделе Города и Страны
Что олицетворяет собой Арлекино? Где его родина? и получил лучший ответ
Ответ от Ирина[гуру]
Арлекин
- название одной из комических масок итальянского национального театра, так называемой commedia dell'arte, происхождение которой приписывают древнеримским ателланам. А. является в плотно обтянутом костюме, сшитом из кусочков материи всевозможных цветов, с коротко обстриженными волосами, иногда в черной полумаске и с деревянным мечом у пояса. Происхождение этой маски, упоминаемой еще в греческих сатирических пьесах, приписывается римским мимикам, ходившим с коротко обстриженными волосами и называвшимся centunculi по причине своего пестрого костюма и planipedes вследствие босых ног. Деревянный меч произошел от кухонного ножа повара, излюбленной шутовской фигуры у древних. Доказательством происхождения А. от древних мимов служит еще и то, что лучшие тосканские писатели называют ловких паяцев Арлекина и Скапино "двумя цанни", что напоминает лат. "Sannio", описание которого в "De oratore" Цицерона безусловно подходит к характеру А. Многие совершенно неосновательно производят это имя от тосканского деревенского священника Джиованни Арлетто, а другие говорят, что родина А. - Франция, куда commedia dell'arte была перенесена в 1579 г. и где название А. произошло от забавного барабанщика Петра Арля из Прованса (Pierrot Arlequin). Достоверно, что французский А. , в роли которого знаменитый Карлино производил в половине XVIII столетия такой фурор, и итальянский А. одно и то же лицо и что он был перенесен в конце XVII столетия в Германию, где и заменил имя старого Гансвурста - Гарлекином. Арлек. , занимая многие века роль слуги, был в прежние времена грубым, неуклюжим, бесстыдным, трусливым, грязным, но когда в половине XVI столетия при итальянском дворе явилась мода на commedia dell'arte, то А. переменился и приобрел лукавство, подхалимство, деятельность, остроумие и необузданность относительно двух других лиц комедии - Панталона и Доктора. Во Франции А. сделался еще более ловким и грациозным, но затем сохранился только в балете. В Италии А. живет до сих пор на народных импровизованных сценах. Плащом A. (manteau d'Arlequin) называют на сцене кулисы, идущие после занавеса, и прикрывающие первые декорации. Это остатки кулис, которыми обвешивали старинную сцену кругом, вместо декораций с нарисованной перспективой, и в складках которых прятался А. , выкидывая свои шутки.
Источник:
КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ (commedia dell'arte); другое название – комедия масок, – импровизационный уличный театр итальянского Возрождения, возникший к середине 16 в. и, по сути, сформировавший первый в истории профессиональный театр.
Комедия дель арте вышла из уличных праздников и карнавалов. Ее персонажи – некие социальные образы, в которых культивируются не индивидуальные, а типические черты. Пьес как таковых в комедии дель арте не было, разрабатывалась только сюжетная схема, сценарий, который по ходу спектакля наполнялся живыми репликами, варьировавшимися в зависимости от состава зрителей. Именно этот импровизационный метод работы и привел комедиантов к профессионализму – и в первую очередь, к выработке ансамбля, повышенному вниманию к партнеру. В самом деле, если актер не будет внимательно следить за импровизационными репликами и линией поведения партнера, он не сможет вписаться в гибко изменяющийся контекст представления. Эти спектакли были излюбленным развлечением массового, демократического зрителя. Комедия дель арте вобрала в себя опыт фарсового театра, однако здесь пародировались и расхожие персонажи «ученой комедии». Определенная маска закреплялась за конкретным актером раз и навсегда, однако роль – несмотря на жесткие типажные рамки – бесконечно варьировалась и развивалась в процессе каждого представления.
У комедии дель арте было два основных центра – Венеция и Неаполь. В соответствии с этим сложились и две группы масок. Северную (венецианскую) составляли Доктор, Панталоне, Бригелла и Арлекин; южную (неаполитанскую) – Ковьелло, Пульчинелла, Скарамучча и Тарталья. Стиль исполнения венецианской и неаполитанской комедии дель арте тоже несколько различались: венецианские маски работали в преимущественно в жанре сатиры; неаполитанские использовали больше трюков, грубых буффонных шуток. По функциональным группам маски можно разделить на следующие категории: старики (сатирические образы Панталоне, Доктор, Тарталья, Капитан) ; слуги (комедийные персонажи-дзанни: Бригелла, Арлекин, Ковьелло, Пульчинелла и служанка-фантеска – Смеральдина, Франческа, Коломбина) ; влюбленные (образы, наиболее близкие героям литературной драмы, которых играли только молодые актеры). В отличие от стариков и слуг влюбленные не носили масок, были роскошно одеты, владели изысканной пластикой и тосканским диалектом, на котором писал свои сонеты Петрарка. Именно актеры, исполнявшие роли влюбленных, первыми отказались от импровизации и начали записывать тексты своих персонажей.
Авторами сценариев чаще всего бывали главные актеры труппы (capo commico). Первый печатный сборник сценариев был выпущен в 1611 актером Фламинио Скала, который руководил известнейшей труппой «Джелози». Другие наиболее известные труппы – «Конфиденти» и «Федели».
Арлекин (Арлекино) Персонаж из северного (венецианского) квартета масок комедии дель арте. Принадлежит к маске второго дзанни (южный аналог маски – неаполитанский Пульчинелла, от которого произошли французский Полишинель, английский Панч). Название маски восходит к имени предводителя бесов Эллекена из этрусских легенд. Первоначально Арлекин – веселый неунывающий простофиля из Бергамо, который, в отличие от хитрого расчетливого Бригеллы попадает впросак и своими выходками запутывает интригу, состоящую из перипетий борьбы стариков Панталоне (венецианский купец) , Доктор (болонский юрист) , Капитана (военный) и Тартальи (неаполитанский нотариус) с молодыми влюбленными и их слугами – дзанни. Так в театральном представлении находил выражение конфликт старого и нового укладов жизни.
К середине 17 в. актер Д. Бьяконелли изменил характер и костюм Арлекина, соединив в своем герое черты первого и второго дзанни и превратив его в изящного, злоязычного интригана, счастливого любовника, соперника неудачливого Пьеро.
Кто такой Арлекин, и почему его изображали в костюме из ромбиков или треугольников?
АРЛЕКИН - персонаж из северного (венецианского) квартета масок комедии дель арте. Название маски
подробнее...
Какие костюмы самые знаменитые?
Знаменитый костюм Пьеро с длиннейшими рукавами появился, оказывается, еще в XI веке. Тогда стало
подробнее...
Кто появился раньше Арлекин или Пьеро?
Арлекин, кажется, раньше - где-то к 16 веку - итальянская комедия дель арте уже была в расцвете
подробнее...
И всё таки кто такая Коломбина?!
Коломби́на (итал. Colombina) — традиционный персонаж итальянской народной комедии масок —
подробнее...
Вопрос по Джокеру из фильмов)
Прошлое Джокера остаётся покрытым тайной до сих пор, несмотря на всю семидесятилетнюю историю
подробнее...
Кто такой клоун? Почему он стал таковым?
Есть на земле высокое искусство -
Будить в народе дремлющие чувства,
Не требуя даров и
подробнее...
подскажите какие то хорошие фильмы-детективы про царскую россию типа Гамбита, господ офицеров
Империя под ударом
Константин Хабенский ("Бухта Филиппа"), Ирина Апексимова ("Вместо меня"),
подробнее...
кто это ?
Джокер (англ. Joker — шутник) — суперзлодей вселенной DC Comics, заклятый враг [1] Бэтмена. Джокер
подробнее...
маленький кроссворд на тему новый год с ответами
По горизонтали: 2. Мороз для Снегурочки. 5. Русская народная сказка о том, как красавицу Настеньку
подробнее...
Помогите с авторами книг... нужны детективы про отечественных милициюполициюсыщиков и т. п. дореволюционных времён
Б. Акунин, Приключения
подробнее...
Кто такой арлекин?
рлекин (итал. Arlecchino, фр. Arlequin) — персонаж итальянской комедии дель арте, второй дзанни;
подробнее...
Арлекин? ? Его Происхождение??
Я шут, я Арлекин, я просто смех
Без имени и, в общем, без судьбы
Какое, право, дело вам
подробнее...