Костюм арлекино
Автор Оксана задал вопрос в разделе Города и Страны
Что олицетворяет собой Арлекино? Где его родина? и получил лучший ответ
Ответ от Ирина[гуру]
Арлекин
- название одной из комических масок итальянского национального театра, так называемой commedia dell'arte, происхождение которой приписывают древнеримским ателланам. А. является в плотно обтянутом костюме, сшитом из кусочков материи всевозможных цветов, с коротко обстриженными волосами, иногда в черной полумаске и с деревянным мечом у пояса. Происхождение этой маски, упоминаемой еще в греческих сатирических пьесах, приписывается римским мимикам, ходившим с коротко обстриженными волосами и называвшимся centunculi по причине своего пестрого костюма и planipedes вследствие босых ног. Деревянный меч произошел от кухонного ножа повара, излюбленной шутовской фигуры у древних. Доказательством происхождения А. от древних мимов служит еще и то, что лучшие тосканские писатели называют ловких паяцев Арлекина и Скапино "двумя цанни", что напоминает лат. "Sannio", описание которого в "De oratore" Цицерона безусловно подходит к характеру А. Многие совершенно неосновательно производят это имя от тосканского деревенского священника Джиованни Арлетто, а другие говорят, что родина А. - Франция, куда commedia dell'arte была перенесена в 1579 г. и где название А. произошло от забавного барабанщика Петра Арля из Прованса (Pierrot Arlequin). Достоверно, что французский А. , в роли которого знаменитый Карлино производил в половине XVIII столетия такой фурор, и итальянский А. одно и то же лицо и что он был перенесен в конце XVII столетия в Германию, где и заменил имя старого Гансвурста - Гарлекином. Арлек. , занимая многие века роль слуги, был в прежние времена грубым, неуклюжим, бесстыдным, трусливым, грязным, но когда в половине XVI столетия при итальянском дворе явилась мода на commedia dell'arte, то А. переменился и приобрел лукавство, подхалимство, деятельность, остроумие и необузданность относительно двух других лиц комедии - Панталона и Доктора. Во Франции А. сделался еще более ловким и грациозным, но затем сохранился только в балете. В Италии А. живет до сих пор на народных импровизованных сценах. Плащом A. (manteau d'Arlequin) называют на сцене кулисы, идущие после занавеса, и прикрывающие первые декорации. Это остатки кулис, которыми обвешивали старинную сцену кругом, вместо декораций с нарисованной перспективой, и в складках которых прятался А. , выкидывая свои шутки.
Источник:
КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ (commedia dell'arte); другое название – комедия масок, – импровизационный уличный театр итальянского Возрождения, возникший к середине 16 в. и, по сути, сформировавший первый в истории профессиональный театр.
Комедия дель арте вышла из уличных праздников и карнавалов. Ее персонажи – некие социальные образы, в которых культивируются не индивидуальные, а типические черты. Пьес как таковых в комедии дель арте не было, разрабатывалась только сюжетная схема, сценарий, который по ходу спектакля наполнялся живыми репликами, варьировавшимися в зависимости от состава зрителей. Именно этот импровизационный метод работы и привел комедиантов к профессионализму – и в первую очередь, к выработке ансамбля, повышенному вниманию к партнеру. В самом деле, если актер не будет внимательно следить за импровизационными репликами и линией поведения партнера, он не сможет вписаться в гибко изменяющийся контекст представления. Эти спектакли были излюбленным развлечением массового, демократического зрителя. Комедия дель арте вобрала в себя опыт фарсового театра, однако здесь пародировались и расхожие персонажи «ученой комедии». Определенная маска закреплялась за конкретным актером раз и навсегда, однако роль – несмотря на жесткие типажные рамки – бесконечно варьировалась и развивалась в процессе каждого представления.
У комедии дель арте было два основных центра – Венеция и Неаполь. В соответствии с этим сложились и две группы масок. Северную (венецианскую) составляли Доктор, Панталоне, Бригелла и Арлекин; южную (неаполитанскую) – Ковьелло, Пульчинелла, Скарамучча и Тарталья. Стиль исполнения венецианской и неаполитанской комедии дель арте тоже несколько различались: венецианские маски работали в преимущественно в жанре сатиры; неаполитанские использовали больше трюков, грубых буффонных шуток. По функциональным группам маски можно разделить на следующие категории: старики (сатирические образы Панталоне, Доктор, Тарталья, Капитан) ; слуги (комедийные персонажи-дзанни: Бригелла, Арлекин, Ковьелло, Пульчинелла и служанка-фантеска – Смеральдина, Франческа, Коломбина) ; влюбленные (образы, наиболее близкие героям литературной драмы, которых играли только молодые актеры). В отличие от стариков и слуг влюбленные не носили масок, были роскошно одеты, владели изысканной пластикой и тосканским диалектом, на котором писал свои сонеты Петрарка. Именно актеры, исполнявшие роли влюбленных, первыми отказались от импровизации и начали записывать тексты своих персонажей.
Авторами сценариев чаще всего бывали главные актеры труппы (capo commico). Первый печатный сборник сценариев был выпущен в 1611 актером Фламинио Скала, который руководил известнейшей труппой «Джелози». Другие наиболее известные труппы – «Конфиденти» и «Федели».
Арлекин (Арлекино) Персонаж из северного (венецианского) квартета масок комедии дель арте. Принадлежит к маске второго дзанни (южный аналог маски – неаполитанский Пульчинелла, от которого произошли французский Полишинель, английский Панч). Название маски восходит к имени предводителя бесов Эллекена из этрусских легенд. Первоначально Арлекин – веселый неунывающий простофиля из Бергамо, который, в отличие от хитрого расчетливого Бригеллы попадает впросак и своими выходками запутывает интригу, состоящую из перипетий борьбы стариков Панталоне (венецианский купец) , Доктор (болонский юрист) , Капитана (военный) и Тартальи (неаполитанский нотариус) с молодыми влюбленными и их слугами – дзанни. Так в театральном представлении находил выражение конфликт старого и нового укладов жизни.
К середине 17 в. актер Д. Бьяконелли изменил характер и костюм Арлекина, соединив в своем герое черты первого и второго дзанни и превратив его в изящного, злоязычного интригана, счастливого любовника, соперника неудачливого Пьеро.