Автор Lusia задал вопрос в разделе Домашние задания
кто такие исихиасты? и получил лучший ответ
Ответ от КРИСТИНА.[гуру]
ВСЕ ОТВЕТЫ ПРОЧЛА, СПАСИБО ОГРОМНОЕ Зайке за вопрос и всем за ответы, я впервые узнала ЭТО.
Ответ от SASHA[мастер]
Может быть ИСИХАСТЫ - приверженцы учения об исихии (греч. hesyhea 'молчание, покой'), священнобезмолвии, распр. в византийских мон. И. проповедовали спец. систему упражнений в богомыслии, к-рые приобщали к таинствам созерцат. жизни. Подвиги исихии включали в себя практику телесного предуготовления к общению с Богом, т. н. умное делание, - концентрацию умств. энергии в обл. сердца, многократное повторение "Иисусовой молитвы", душевную сосредоточенность. Об обычаях молчальников писали такие византийские аскеты, как Марк Подвижник, Исайя Отшельник, Ефрем Сирин, Фалласий Африканский, Диадох, преп. Варсанофий, Иоанн Лествичник, Максим Исповедник и др. авторы. Григорий Синаит распространил на Афоне правила исихии. В 14 в. исихазм подвергся нападкам со стороны ученого монаха Варлаама из Калабрии. Не знакомый с мистич. традициями византийской правосл. церкви, он обвинил монахов-исихастов в суеверии, ереси двубожия и многобожия и, имея в виду внеш. приемы погружения в созерцание, при к-рых молчальники сидели, уставившись глазами в живот, назвал их омфалопсихами, т. е. теми, у кого душа находится в пупке (от греч. omphalopsychia - пуподушие) . За И. вступился Григорий Палама (1297-1360). Т. н. исихастский спор варламитов с паламитами продолжался около тридцати лет, разбирался на неск. соборах и окончился признанием учения исихазма офиц. православ. доктриной. Богослов. основы исихазма выявились в ходе истолкования Фаворского света, к-рый являлся монахам в их исихастских опытах. Требовалось доказать, что он не сотворен и доступен зрению и что его вечное присутствие в мире не ведет к разделению Бога на части, т. е. не нарушает простой недоступной природы Божества. Григорий Палама полагал, что в этом вопросе следует различать сущность Бога и его энергии, пронизывающие миры и доступные посвященным. Исихастский спор, по существу, обнаруживал противоположность двух форм духовности: у варламитов приближение к Богу осуществлялось посредством учености, силлогистики, рац. знания, у Паламы - путем опытов "блаженного созерцания Бога" с опорой на восточное византийское анахоретство. Богослов. изыскания последнего были необходимостью оправдания мистич. культуры посвященного тела. Исихия как путь к Богу и знание Бога отстаиваются им в его творениях: "Прозопопея, или сочинение, в котором ум осуждает тело, а тело себя защищает", "Второе слово на Преображение Господне", "Наставление безмолвствующим", "О безмолвии и молитве", "О безмолвии", "Три слова в защиту священнобезмолвствующих" и др. Офиц. признание исихазма на соборе 1351 окончательно утвердило позиции и авторитет Паламы и его сподвижников.
Может быть ИСИХАСТЫ - приверженцы учения об исихии (греч. hesyhea 'молчание, покой'), священнобезмолвии, распр. в византийских мон. И. проповедовали спец. систему упражнений в богомыслии, к-рые приобщали к таинствам созерцат. жизни. Подвиги исихии включали в себя практику телесного предуготовления к общению с Богом, т. н. умное делание, - концентрацию умств. энергии в обл. сердца, многократное повторение "Иисусовой молитвы", душевную сосредоточенность. Об обычаях молчальников писали такие византийские аскеты, как Марк Подвижник, Исайя Отшельник, Ефрем Сирин, Фалласий Африканский, Диадох, преп. Варсанофий, Иоанн Лествичник, Максим Исповедник и др. авторы. Григорий Синаит распространил на Афоне правила исихии. В 14 в. исихазм подвергся нападкам со стороны ученого монаха Варлаама из Калабрии. Не знакомый с мистич. традициями византийской правосл. церкви, он обвинил монахов-исихастов в суеверии, ереси двубожия и многобожия и, имея в виду внеш. приемы погружения в созерцание, при к-рых молчальники сидели, уставившись глазами в живот, назвал их омфалопсихами, т. е. теми, у кого душа находится в пупке (от греч. omphalopsychia - пуподушие) . За И. вступился Григорий Палама (1297-1360). Т. н. исихастский спор варламитов с паламитами продолжался около тридцати лет, разбирался на неск. соборах и окончился признанием учения исихазма офиц. православ. доктриной. Богослов. основы исихазма выявились в ходе истолкования Фаворского света, к-рый являлся монахам в их исихастских опытах. Требовалось доказать, что он не сотворен и доступен зрению и что его вечное присутствие в мире не ведет к разделению Бога на части, т. е. не нарушает простой недоступной природы Божества. Григорий Палама полагал, что в этом вопросе следует различать сущность Бога и его энергии, пронизывающие миры и доступные посвященным. Исихастский спор, по существу, обнаруживал противоположность двух форм духовности: у варламитов приближение к Богу осуществлялось посредством учености, силлогистики, рац. знания, у Паламы - путем опытов "блаженного созерцания Бога" с опорой на восточное византийское анахоретство. Богослов. изыскания последнего были необходимостью оправдания мистич. культуры посвященного тела. Исихия как путь к Богу и знание Бога отстаиваются им в его творениях: "Прозопопея, или сочинение, в котором ум осуждает тело, а тело себя защищает", "Второе слово на Преображение Господне", "Наставление безмолвствующим", "О безмолвии и молитве", "О безмолвии", "Три слова в защиту священнобезмолвствующих" и др. Офиц. признание исихазма на соборе 1351 окончательно утвердило позиции и авторитет Паламы и его сподвижников.
Ответ от Ласка[гуру]
Исиха́зм (от др. -греч. ἡσυχία, «спокойствие, тишина, уединение» ) — особого рода мистическая практика православных монахов (исихастов) , в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света (Фаворского света, который исходил от Христа при преображении на горе Фавор) . В основе философии исихазма лежит представление о том, что можно созерцать непознаваемое (Бога) посредством божественных энергий. В 1351 году признан официальным учением православной церкви. Во многом повлиял на духовный подъём Руси XIV-XV веков. [источник? ] Главные представители исихазма Симеон Новый Богослов и Григорий Палама. Главным оппонентом учения являлся Никифор Григора.
Исиха́зм (от др. -греч. ἡσυχία, «спокойствие, тишина, уединение» ) — особого рода мистическая практика православных монахов (исихастов) , в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света (Фаворского света, который исходил от Христа при преображении на горе Фавор) . В основе философии исихазма лежит представление о том, что можно созерцать непознаваемое (Бога) посредством божественных энергий. В 1351 году признан официальным учением православной церкви. Во многом повлиял на духовный подъём Руси XIV-XV веков. [источник? ] Главные представители исихазма Симеон Новый Богослов и Григорий Палама. Главным оппонентом учения являлся Никифор Григора.
Ответ от Владимир[гуру]
Исихазм - такое монашеское учение на Афоне, связанное с углублённой "умно-сердечной" Иисусовой молитвой, через что молящимя может открыться созерцание нетварного Фаворского света. Апологетом исихазма был свт. Григорий Палама. Наши великие исихасты - прп. Нил Сорский, прп. Серафим Саровский.
Исихазм - такое монашеское учение на Афоне, связанное с углублённой "умно-сердечной" Иисусовой молитвой, через что молящимя может открыться созерцание нетварного Фаворского света. Апологетом исихазма был свт. Григорий Палама. Наши великие исихасты - прп. Нил Сорский, прп. Серафим Саровский.
Ответ от HTR[мастер]
ИСИХАЗМ (от греч. hesychia – покой, безмолвие, отрешенность) – это мистическое направление в Православии; особого рода практика монахов (исихастов) и мирян, в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света («Фаворского света»; считается, что этот свет исходил от Христа при Его преображении на горе Фавор). В основе философии исихазма лежит представление о том, что можно созерцать непознаваемое (Бога) посредством божественных энергий. Можно сказать, исихазм – это мистическая практика богосозерцания путём молитвенного самоуглубления. Речь не идёт о буквальном, физическом созерцании, а о духовном, «внутреннем» узрении. Согласно Новому завету, «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1:18). Однако исихасты утверждают, что энергии Божии пронзают мир, и поэтому можно узреть «нетварное» (несотворённое) и невещественное излучение Бога. Смысл исихазма заключается во внутреннем сосредоточении и духовном перемещении «ума» в «сердце». Ключевым текстом из Священного Писания считаются особым образом интерпретированные слова Иисуса Христа «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Наряду с эстетическим восприятием Бога как неземного сияния и несказанной красоты, исихазм обещал верующему духовное и физическое совершенство. В результате «обожения» душа человека (и он сам) соединяется с божественными энергиями.
Значительная часть идей исихазма восходит к трудам отцов Церкви христианского Востока, описывавших мистические монашеские практики (Макарий Египетский, Евагрий, Иоанн Лествичник, Симеон Новый Богослов и др.). На возникновение концепции исихазма повлияло и иконоборческое движение (борьба против иконопочитания) VIII-IX вв. Во-первых, иконоборцы способствовали тому, что византийское искусство обогатило свой изобразительный ряд символической напряженностью, поскольку наиболее верным «изображением» Христа они считали хлеб и вино Причастия. Во-вторых, иконоборцы предлагали верующим развивать собственное воображение, создавая внутренний образ Бога. И, наконец, еще более значительные последствия имела идея иконоборцев о том, что самому верующему нужно уподобляться Христу, пробуждая в себе добродетели как одушевленные образы.
Основоположниками исихазма как целостного учения стали жившие в XIII–XIV веках в Византии преп. Григорий Синаит и св. Григорий Палама, обобщившие исподволь развивавшиеся идеи. Григорий Синаит оставил несколько сочинений об «умной молитве». Основной труд Григория Паламы – «Триады в защиту священнобезмолвствующих». По словам Паламы, исихаст – это человек, «старающийся заключить в своём теле бестелесное».
Исихастам противостояли варлаамиты – последователи итальянского грека Варлаама (1290-1348), который пытался направить православное богословие в русло, сближающее его с западной схоластикой. Он подверг критике мистическое крыло восточного богословия. Если исихасты верили, что Бог присутствует в мире как благодать и несотворенный невидимый свет, то Варлаам истолковывал благодать как нечто сотворенное и отдельное от Бога. По его мнению, православные монахи отождествляют Бога и материальные вещи. Противостояние исихастов и варлаамитов отразилось также в том, какие требования они предъявляли к верховной власти, к идеалу императора. Если исихасты основные доблести императора отождествляли с нравственными добродетелями (Кавасила), то варлаамиты подчеркивали образованность василевса, его мудрость (Дмитрий Кидонис). Но и те, и другие отстаивали монархию как идеальную форму правления. На Константинопольском соборе 1341 г. учение Григория Паламы было официально одобрено; Варлаам вскоре уехал из Византии и принял католичество. Позиции Паламы и его сторонников были подтверждены на Константинопольских соборах 1347 и 1351 гг. На последнем присутствовали представители всех православных церквей, поэтому он рассматривался православными как Вселенский; этот собор издал томос, одобривший все воззрения Паламы. Исихазм таким образом был признан официальным учением Православия. Палама умер в Фессалониках в 1359 г. и чер
ИСИХАЗМ (от греч. hesychia – покой, безмолвие, отрешенность) – это мистическое направление в Православии; особого рода практика монахов (исихастов) и мирян, в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света («Фаворского света»; считается, что этот свет исходил от Христа при Его преображении на горе Фавор). В основе философии исихазма лежит представление о том, что можно созерцать непознаваемое (Бога) посредством божественных энергий. Можно сказать, исихазм – это мистическая практика богосозерцания путём молитвенного самоуглубления. Речь не идёт о буквальном, физическом созерцании, а о духовном, «внутреннем» узрении. Согласно Новому завету, «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1:18). Однако исихасты утверждают, что энергии Божии пронзают мир, и поэтому можно узреть «нетварное» (несотворённое) и невещественное излучение Бога. Смысл исихазма заключается во внутреннем сосредоточении и духовном перемещении «ума» в «сердце». Ключевым текстом из Священного Писания считаются особым образом интерпретированные слова Иисуса Христа «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Наряду с эстетическим восприятием Бога как неземного сияния и несказанной красоты, исихазм обещал верующему духовное и физическое совершенство. В результате «обожения» душа человека (и он сам) соединяется с божественными энергиями.
Значительная часть идей исихазма восходит к трудам отцов Церкви христианского Востока, описывавших мистические монашеские практики (Макарий Египетский, Евагрий, Иоанн Лествичник, Симеон Новый Богослов и др.). На возникновение концепции исихазма повлияло и иконоборческое движение (борьба против иконопочитания) VIII-IX вв. Во-первых, иконоборцы способствовали тому, что византийское искусство обогатило свой изобразительный ряд символической напряженностью, поскольку наиболее верным «изображением» Христа они считали хлеб и вино Причастия. Во-вторых, иконоборцы предлагали верующим развивать собственное воображение, создавая внутренний образ Бога. И, наконец, еще более значительные последствия имела идея иконоборцев о том, что самому верующему нужно уподобляться Христу, пробуждая в себе добродетели как одушевленные образы.
Основоположниками исихазма как целостного учения стали жившие в XIII–XIV веках в Византии преп. Григорий Синаит и св. Григорий Палама, обобщившие исподволь развивавшиеся идеи. Григорий Синаит оставил несколько сочинений об «умной молитве». Основной труд Григория Паламы – «Триады в защиту священнобезмолвствующих». По словам Паламы, исихаст – это человек, «старающийся заключить в своём теле бестелесное».
Исихастам противостояли варлаамиты – последователи итальянского грека Варлаама (1290-1348), который пытался направить православное богословие в русло, сближающее его с западной схоластикой. Он подверг критике мистическое крыло восточного богословия. Если исихасты верили, что Бог присутствует в мире как благодать и несотворенный невидимый свет, то Варлаам истолковывал благодать как нечто сотворенное и отдельное от Бога. По его мнению, православные монахи отождествляют Бога и материальные вещи. Противостояние исихастов и варлаамитов отразилось также в том, какие требования они предъявляли к верховной власти, к идеалу императора. Если исихасты основные доблести императора отождествляли с нравственными добродетелями (Кавасила), то варлаамиты подчеркивали образованность василевса, его мудрость (Дмитрий Кидонис). Но и те, и другие отстаивали монархию как идеальную форму правления. На Константинопольском соборе 1341 г. учение Григория Паламы было официально одобрено; Варлаам вскоре уехал из Византии и принял католичество. Позиции Паламы и его сторонников были подтверждены на Константинопольских соборах 1347 и 1351 гг. На последнем присутствовали представители всех православных церквей, поэтому он рассматривался православными как Вселенский; этот собор издал томос, одобривший все воззрения Паламы. Исихазм таким образом был признан официальным учением Православия. Палама умер в Фессалониках в 1359 г. и чер
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: кто такие исихиасты?