Культура 19 века
Автор Susie Roxy задал вопрос в разделе Гуманитарные науки
Культура России в 19 веке. краткое описание и получил лучший ответ
Ответ от Максим Ю. Волков[гуру]
Российская империя в силу исторических обстоятельств на протяжении всего своего существования охотно заимствовала многие элементы западноевропейской культуры и обычаев. И как следствие, в понимании «западного» наблюдателя культурный уровень подавляющего населения России был невысок. Однако, невозможно переоценить вклад ведущих российских деятелей в мировую культуру.
Литература
Русская литература является одной из наиболее популярных в мире. В России творили такие литераторы, как: Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Александр Грибоедов, Николай Гоголь, Фёдор Достоевский, Лев Толстой и многие другие.
Изобразительное искусство
Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники) — творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.
Художники поддерживались предпринимателями Российской империи, такими как Третьяковы, Мамонтов и другими. В Российской империи зародились одни из крупнейших коллекций произведений изобразительного искусства.
Музыка.
Один из наиболее любимых видов искусства в конце XVIII и в первой половине XIX века — романс. Важную роль в развитии русского романса сыграли композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв, Верстовский, Булахов. Первым крупным представителем русской музыки стал Михаил Иванович Глинка, традиции которого впоследствии использовали многие великие композиторы России, такие как: Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин, Даргомыжский и многие другие. Музыкальную эпоху Российской империи конца XIX-начала XX века развивали Лядов, Глазунов, Танеев, Аренский, Скрябин, Рахманинов, Стравинский и др. Многие заканчивали свою творческую деятельность после 1917 года за рубежом.
Архитектура.
Идеи величия государственной власти выражал ампир в архитектуре ХIX века ряда европейскиих стран, в т. ч. и в России, где он дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов) , монументальные скульптуры (И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин).
XIX в. стал для культуры России периодом ее небывалого подъема. Отечественная война1812 г., всколыхнув всю жизнь российского общества, ускорила складывание национального самосознания. Она, с одной стороны, в очередной раз сблизила Россию с Западом, а с другой – ускорила формирование русской культуры как одной из европейских культур, тесно связанной с западноевропейскими течениями общественной мысли и художественной культуры, и оказывающей на нее собственное влияние.
Западные философские и политические учения усваивались российским обществом применительно к российской действительности. Еще свежа была память о Французской революции. Революционный романтизм, привнесенный на российскую почву, вызывал пристальное внимание к проблемам государственного и социального устройства, вопросу о крепостном праве и т. п. Ключевую роль в идейных спорах XIX в. играл вопрос об историческом пути России и ее взаимоотношениям с Европой и западноевропейской культурой. Этим вопросом задавался сначала П. А. Чаадаев, позднее он привел к идейному размежеванию западников и славянофилов в среде русской интеллигенции. Западники (Т. М. Грановский, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин) воспринимали Россию как часть европейского общества и выступали за развитие страны по европейскому пути, за проведение либеральных реформ в социальном и политическом устройстве. Славянофилы (А. С. Хомяков, К. С. и И. С. Аксаковы, П. В. и И. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин) находились в более сложном отношении к европейской культуре. Они были воспитаны на немецкой классической философии, в частности, на философии Гегеля с его идеей национального духа. Основываясь на этой посылке, славянофилы подчеркивали самобытный путь развития России, отличный от западного, указывали на национальный характер культуры, боролись против некритического отношения к иностранным влияниям (А. С. Хомяков) .
Начиная с 40-х гг. под влиянием западного утопического социализма в России начинает развиваться революционный демократизм.
Все эти явления в общественной мысли страны во многом обусловили развитие художественной культуры России XIX в., и прежде всего, ее пристальное внимание к социальным проблемам, публицистичность.
XIX в. по праву называют "золотым веком" российской словесности, эпохой, когда российская литература не только приобретает самобытность, но, в свою очередь, оказывает серьезное влияние и на мировую культуру.
В первые десятилетия XIX в. в литературе заметен отход от просветительской идеологии, преимущественное внимание к человеку и его внутреннему миру, чувству. Эти изменения были связаны с распространением эстетики романтизма, предполагавшей создание обобщенного идеального образа, противопоставленного действительности, утверждение сильной, свободной личности, пренебрегающей условностями общества. Зачастую идеал виделся в прошлом, что вызывало повышенный интерес к отечественной истории. Возникновение романтизма и в русской литературе связано с балладами и элегиями В. А. Жуковского; сочинения поэтов-декабристов, а также ранние произведения А. С. Пушкина привнесли в него идеалы борьбы за "угнетенную свободу человека", духовное освобождение личности. Романтическое движение заложило основы русского исторического романа (А. А. Бестужев-Марлинский, М. Н. Загоскин), а также традиции художественного перевода. Поэты-романтики впервые познакомили русского читателя с произведениями западноевропейских и античных авторов. В. А. Жуковский был переводчиком произведений Гомера, Байрона, Шиллера. Мы до сих пор читаем "Илиаду" в переводе Н. И. Гнедича... .
+
+
Культура второй половины 19-го века
В середине 50-х гг. начался общественный подъем, повлекший за собой изменения в культурной жизни страны. Сохранение самодержавия, незавершенность реформ стали причиной раскола в среде интеллигенции.
Представители науки, культуры и передовые государственные деятели должны были определить свое отношение к преобразованиям, происходящим в обществе.
В русской культуре конца 19-го в. выделились три основных течения: консервативное, демократическое и либеральное.
Представители консерваторов (В. П. Боткин, А. В. Дружинин, П. В. Анненков, А. Н. Майков, А. А. Фет) публиковались на страницах журналов «Русский вестник» и «Домашняя беседа».
Демократы (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Н. А. Некрасов), стоявшие на позициях реализма, высказывались в журналах «Русское слово» и «Отечественные записки».
Либералы (К. Д. Кавелин и Ф. И. Буслаев) печатались в журналах «Русская мысль», «Вестник Европы» и «Северный вестник».
В русской литературе наиболее ярко проявили себя Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина» и др.), Ф. М. Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот» и др.), Н. Г. Чернышевский («Что делать»), Н. А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо»), И. А. Гончаров («Обломов»), И. С. Тургенев («Дворянское гнездо»), А. П. Чехов («Степь», «Чайка»), В. И. Даль («Толковый словарь»), А. И. Куприн («Первый дебют»), М. Горький («Макар Чудра»).
Революционные изменения произошли в живописи. По инициативе И. Н. Крамского 14 художников вышли из Академии художеств, проводившей консервативную политику, и образовали «Товарищество передвижников» (1870).
В это общество вошли художники-реалисты: Е. И. Репин («Арест пропагандиста», «Под конвоем», «Бурлаки на Волге»), М. Е. Маковский («Осужденный», «Узник»), Н. А. Ярошенко («Студент») и др.
Суть передвижничества - популяризация искусства, вовлечение провинции в художественную жизнь России. Большое внимание художники уделяли крестьянству: Е. И. Репин («Крестный ход в Курской деревне»), Г. Т. Мясоедов («Косцы»).
В историческом жанре значимые работы создали В. И. Суриков («Утро стрелецкой казни»), В. Г. Перов («Суд Пугачева»), И. Е. Репин («Стенька Разин»), В. М. Васнецов («Царь Иван Васильевич Грозный»). Живописцы представили интересные работы: И. И. Шишкин («Дубовая роща»), А. К. Саврасов («Грачи прилетели»), А. Й. Куинджи («Ночь на Днепре»).
Во второй половине 19-го в. сложилась русская национальная музыкальная школа. В 1859 г. А. Г. Рубинштейн основал в Петербурге Русское музыкальное общество. В 1862 г. М. А. Балакирев и Г. Я. Ломакин организовали первую бесплатную музыкальную школу. В 1883 г. было основано Московское филармоническое общество. Открылись консерватории в Санкт-Петербурге (1862) и Москве (1866).
Во второй половине 19-го в. в России появились такие гениальные композиторы и исполнители, как П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, оказавшие огромное влияние на становление русской музыкальной культуры.
Глубокой реформе подверглось просвещение. Для соответствия потребностям времени в 1863 г. был принят Устав гимназий, который разделил гимназии на классические (гуманитарные) и реальные, основой программы которых было изучение точных наук. В 1863 г. были открыты женские гимназии и был принят новый университетский устав.
Произошли значительные открытия в науке и технике. В 1884 г. О. Д. Хвольсон издал «Популярные лекции об электричестве и магнетизме». А. С. Попов повторил опыты Г. Герца по получению электромагнитных волн, А. Г. Столетов создал фотоэлемент. 24 марта 1896 г. А. С. Попов продемонстрировал передачу сигналов на расстояние, передав первую в мире радиограмму.
Вторая половина 19-го в. - время творчества выдающихся ученых Д. И. Менделеева и А. И. Бутлерова.
Расскажите пожалуйста о японской культуре 19 века
В первой половине 19 века Японию поразил великий голод, вызванный многолетними неурожаями. Вместо
подробнее...
как процветало искусство в конце 18-19 веков в России?
Золотой век России
1.Состояние науки, просвещения и образования
в конце 18 - начале
подробнее...
Назовите фамилию известного русского живописца 19 века.Срочно!
Если живописец - Васнецов Виктор Михайлович
Творчество занимает особое место в русской
подробнее...
Интеллигенция в 19 веке помогите пожалуйста
«Отцом» российской интеллигенции можно считать Петра I, который создал условия для проникновения в
подробнее...
какой был досуг в россии в 19 веке? что делали крестьяне и другие слои общества?
Дело в том, что у крестьян 19-го века в России досуга (в современном понимании этого слова)
подробнее...
Художественная культура России 19 века.
Художественная культура – это совокупность всех видов художественной деятельности – словесной,
подробнее...
Люди помогите! Какой совет дал Тиртей?
Тиртей, согласно античному анекдоту, был хромым учителем, которого афиняне послали на подмогу
подробнее...
Чем отличается девушка 19 века от девушки 21 века????
Знаете, Павел, сейчас многие говорят, что женщины боролись за равноправие и поэтому получили то,
подробнее...
В чём заключается идеология готов и готесс
Идеология готов
Огромное влияние на идеологию готов оказали
Эстетика безобразного
подробнее...
Художественная культура России первой половины 19 века
Художественная культура России первой половины 19 века
Предреформенная эпоха - то время
подробнее...
Какие технические открытия в 19 веке? ***
Изобретения 19-20 века весьма многочисленны. Самыми значительными можно назвать фотографию,
подробнее...
Какими были свадьбы в 18-19 веках?
Свадьба, вступление в брак – один из самых древних обрядов человеческого рода. Исходя из этого,
подробнее...
Расскажите об основных стилях, присущих художественной культуры 19-20 веков
Первая треть 19 века
В основе классицизма лежат идеи рационализма, нашедшие яркое
подробнее...
доклад на тему культура самарской области в 19 веке
Информация - Самарская губерния в XIX веке.
Исторические фотографии Самары 19 века (51
подробнее...