Концепция культурно исторических типов н я данилевского
Автор Jdsijgig задал вопрос в разделе Прочие искусства
Концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского??? КРАТКО! и получил лучший ответ
Ответ от Астрея[гуру]
Культурно-исторический тип, по Данилевскому, эволюционирует от этнографического состояния к государственному и от него – к цивилизации. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов (Законы развития исторических типов культуры, по Данилевскому, см. в вопросе 5.1). Общечеловеческой цивилизации не существует.
Выделяются следующие культурно-исторические типы (или самобытные цивилизации): 1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) ново-семитический, или аравийский, 10) германо-романский, или европейский, 11) мексиканский, 12) перуанский. Последние два погибли насильственной смертью и не успели завершить своего развития.
Основы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются цивилизации другого типа. Период роста культурно-исторического типа неопределен. Период же его цветения и плодоношения краток. Последний период исчерпывает раз и навсегда жизненные силы культурно-исторического типа. За такие биологизаторские аналогии, а также противопоставление локально-исторических типов культуры внешнему миру Данилевского много критиковали, в частности Вл. С. Соловьев, Н. И. Кареев и др.
Данилевский выделяет четыре разряда культурной деятельности: а) религиозная, б) собственно культурная (научное и эстетическое творчество), в) политическая, г) общественно-экономическая.
Существуют одноосновные культурно-исторический типы (цивилизации) – например, еврейский тип развил религиозную деятельность, греческий – культурную, римский – политическую. Германо-романский культурный тип является двухосновным: развил научную и промышленную культуру, то есть деятельность собственно культурную и общественно-экономическую. Славянский культурно-исторический тип имеет все возможности для того, чтобы стать первым четырехосновным культурно-историческим типом. Отсюда - те упования, с которыми связывает перспективы славянского мира и в особенности России Данилевский. Россия должна стать центром Всеславянского союза. Поэтому иногда труд «Россия и Европа» называют «катехизисом славянофильства».
Помимо положительных культурно-исторических типов Данилевский выделяет народы – «бичи Божьи», играющие отрицательную роль в истории, помогая испустить дух борющимся со смертью цивилизациям (например, такую отрицательную роль играли гунны, монголы, турки). Иногда и положительная, и отрицательная роль достается одному и тому же племени (германцы, аравитяне). Также существуют племена (например, финские), которым не свойственна ни положительная, ни отрицательная роль; они не достигают исторической индивидуальности и составляют лишь этнографический материал для культурно-исторических типов .
Таким образом «человечество», по Данилевскому, - это абстракция, пустое понятие (так, интерес человечества не осознаваем никем, кроме одного Бога); народ, конкретно-исторический тип культуры – конкретная и существенная действительность. Значение культурно-исторических типов состоит в том, что каждый из них выражает идею человека по-своему. Всемирное господство одного культурно-исторического типа было бы губительно для прогрессивного хода истории. Культурно-исторический тип – высший предел интересов, которые отдельный человек может понимать сознательно; это последний предел, до которого простирается подчинение частных интересов высшим.
Подробнее
Астрея
Высший разум
(903996)
Всегда пожалуйста ))
Развитие гуманитарных наук 19 века в России
Гуманитарные науки в России в XIX в. отличались оригинальностью и были на мировом уровне развития.
подробнее...
какое направление представляли взгляды Н. Данилевского
Николай Яковлевич Данилевский (28 ноября (10 декабря) 1822, с. Оберце Орловской губернии — 7 (19)
подробнее...
Какое влияние на формирование русской цивилизации оказал Восток и Запад?
Вопрос об отношении России к цивилизациям Запада и Востока стал предметом теоретических размышлений
подробнее...
Что за термин ПАНСЛАВИЗМ и что он означает
Панславизм,
националистическая идеология и соответствующее ей политическое течение в среде
подробнее...
В чём отличие культуры от цивилизации?
Цивилизация бывает культурной, а бывает некультурной. А так как и культура бывает цивилизованной и
подробнее...
Культурология. Помогите ответить на вопрос!:)
Вопрос о происхождении, генезисе культуры - ключевой вопрос культурологии. От того или иного его
подробнее...