Автор Tesya задал вопрос в разделе Прочее о городах и странах
Легенда об основании Киева и получил лучший ответ
Ответ от Analyst[гуру]
В летописях, составленных в XII веке, приводится рассказ о легендарных основателях Киева. Рассказ этот очень краток: "И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек, и третий - Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий нагаре, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозывается по нему Хоревицей.
И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев".Младшие братья и сестра, по мнению большинства исследователей, являются чисто легендарными персонажами, вымышленными для того, чтобы объяснить названия холмов Щековица и Хоревица и реки Лыбедь. Старшийже брат, Кий, вероятно, является личностью исторической. Академик Б. А. Рыбаков пишет: "Ярко выраженная притяжательная форма названия города Киева ("город Кия", "Киев город") заставляет допустить существование человека по имени Кий, владевшего этим городом или постровшим его".Рассказ об основании Киева повторяется почти без изменений в двух летописях - Киевской, известной под названием "Повесть временныхлет", и Новгородской. Разница лишь в датировке. Киевский летописец Нестор относит время основания города к VII веку, а новгородский -к IX веку. Киев и Новгород издавна соперничали между собой. Поэтому новгородский летописец указывает более позднюю дату, не желая признавать, что Киев древнее Новгорода. Кроме того, он не признает Кия князем, а, ссылаясь на народную молву, называет его лодочником, державшим перевоз через Днепр. Нестор вступает в полемику с новгородским летописцем и в свою летопись включает дополнительное разъяснение: "Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком: был де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, оттого и говорили: "На перевоз на Киев". Однако, если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду. А между тем Кий этот княжил в роде своем и ходил он к царю, - не знаем только, к какому царю, но только знаем, что великие почести воздал ему (...) тот царь".В этом разъяснении Нестор сообщает новые, очень важные сведения: Царь-градом тогда на Руси называли столицу Византии Константинополь, а царем - византийского императора, значит, Кий посетил Византию и был с почетом принят императором. Б. А. Рыбаков, сопоставив эти сведения с другими летописными данными, выдвинул убедительную гипотезу о времени, к которому относится деятельность Кия. Рыбаков пишет: "Это сказание (...) очень хорошо укладывается в историческую действительность VI века".Имя Кий, возможно, означает "кузнец". Исследователи славянской мифологии В. В. Иванов и В. Н. Топоров отождествляют Кия с героем древнего предания о создании Змиевых валов - земляных укреплений, протянувшихся вдоль Днепра на сотни километров. Их происхождение и время возведения не установлены. В эпоху Киевской Руси они служили оборонной линией против печенегов.
Предание гласит, что в стародавние времена прилетел из-за моря крылатый змей - и стал пожирать людей. Гибли люди, "как трава под ногами скота, как просо на солнце".Кузнец - "Божий коваль" - победил змея, запряг его в плуг - и пропахал борозду до самого моря. Борозда, заполнившаяся водой, стала Днепром, а вывороченная земля - Змиевыми валами, существующими и поныне. Образ кузнеца-змееборца восходит к славянскому богу огня, покровителю кузнечного ремесла Сварогу, и можно утверждать, что легенда об основании Киева имеет не только исторические, но и более глубокие - мифологические - корни.
Источник: http : // legendarnogo . net / rus / osnovaniekieva . htm
Лыбидь это не мужское имя, в украинском языке, на котором говорили основатели Киева, слово "Либідь" женского рода. Например: біла Либідь пливе по морю. И еще от Кия взял начало славянкий народ Киевской Руси, от Хорива - хорватский, а от Щеха - чешский. Вот так вот! И легенда эта скорее всего описывает времена намного более древние времена, чем мы думаем.
незнаю мне что то не очень. по истории отечества задали нигде не могу найти
О названии города - Киевом. «Из нашей христианской Начальной летописи прочно вошла в литературу и воспринимается уже как несомненная достоверность красивая легенда о трёх братьях Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбедь.
«И сидел Кий на горе, – пишет летописец, – где ныне Боричев ввоз, а Щек сидел на горе, которая ныне называется Щековицею, а Хорив – на третьей горе, почему и прозвалась она Хоривицей. Сделали они городок [и] в честь старшего брата назвали его Киевом. И был вокруг города лес и бор великий, и ловили они [тут] зверину. Были же они мужами мудрыми и сметливыми и называлися полянами. От них и есть поляне в Киеве и до сегодня. …Кий же вернулся в свой город Киев. Здесь он и скончал животенье свое. И два брата его, Щек и Хорив, и сестра Лыбедь тут скончалися».
Как на Руси у женщины могло быть мужское имя – Лыбедь, а мужчине служило именем название подручного предмета – кия, то есть посоха? За исключением, Кия, трое остальных, как повествуется в нехристианских летописях, а они в отличие от христианских не грешат какой-либо идеологизацией и тем более фантазиями (как в Персии при царе Кире, так и в дохристианской Руси умышленный обман карался смертью), – лица реальные. После распада империи Аттилы (восточной границей его империи служил Енисей, а западной – Лаба) в Южной Руси установилось своеобразное республиканское правление, во время которого на так называемых конных съездах князей и старшин родов (слово «род» означало не какое-то фамильное родство, а административно-территориальную единицу, как теперешние области и районы) избирались сроком на шесть лет три главных руководителя государства: верховный воевода и два равных в правах великих князя, ведавших гражданскими и судебными делами. В нехристианской летописи под годом 525-м (456 г. христианской эры) сказано, что в Голуни состоялся конный съезд, на котором великими князьями избраны Щек и Хорив, а верховным воеводой – Лыбедь, годом позже совершивший победоносный поход на Царь-град и вернувшийся с большой данью и необходимым для Руси межгосударственным договором. На том же конном съезде было решено переименовать торгово-ремесленный центр на Непре («не пря», то есть мирная река) - Бусовград («бус» – аист; отсюда Бусовград – город гостей, то есть купцов) в Киев (по-древнерусски это значит «посох в движении»), что говорило о желании славян-русов отныне не только принимать здесь иностранных торговых гостей, но и сам отправлять отсюда по Непре (Днепру) торговые караваны в Византию (Лыбедь ходил в поход на Царь-град специально, чтобы принудить Византию (в действительности Византией называлась - Греческая империя) заключить с Русью торговый договор и пропускать её суда через проливы) и другие страны Средиземноморья, главным образом с хлебом, кожами, мехами, мёдом, воском, льном и пенькой, и белорыбицей – осетровыми, которых в Непре (Днепре) и Роси водилось тогда в изобилии. Русь производила в то время много и других товаров, в том числе варила высокоуглеродистую сталь, из которой ковались самые лучшие в Европе мечи, насошники, ножи и наконечники стрел, но металлом славяне-русы не торговали и своё умение варить сталь держали в строжайшем секрете.»
Согласно легенде (в «Повести временных лет») , Кий с младшими братьями Щеком и Хоривом — основатель Киева: каждый основал поселение на одном из трёх киевских холмов; Н. Я. Марр предполагал, что та же легенда известна также в древне-армянской передаче, где Киев назван Куаром. Возможно, имя Кий происходит от *kuj-, обозначения божественного кузнеца, соратника громовержца в его поединке со змеем.
Украинское предание связывает происхождение Днепра с божьим ковалём: кузнец победил змея, обложившего страну поборами, впряг его в плуг и вспахал землю; из борозд возникли Днепр, днепровские пороги и валы вдоль Днепра (Змиевы валы) . Ср. др. предания об основании городов и культурных традиций братьями — генеалогическими героями (ср. Видевут и Брутен, Рюрик, Синеус и Трувор и др.).
Как на Руси у женщины могло быть мужское имя – Лыбедь, а мужчине служило именем название подручного предмета – кия, то есть посоха?
Правдива ли легенда о смерти Вещего Олега ?
Князь Олег — варяг, князь новгородский (с 879) и киевский (с 882). Нередко рассматривается как
подробнее...
что такое летопись? расскажите о первой русской летописи?
Летопись – это исторический жанр древнерусской литературы, существовавший в 11 – 17 веках. Летопись
подробнее...
когда был основан киев и кем
ОСНОВАНИЕ КИЕВА
Археологические раскопки, проводившиеся на территории Киева в XIX- XX
подробнее...
Как умер князь Олег?
Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. По киевской версии («ПВЛ» ) его могила находится
подробнее...
кто правил в древнерусском государстве раньше других
Ход исторических событий в Древнерусском государстве известен по летописям (см. ЛЕТОПИСИ) ,
подробнее...
Мхк герои наролного эпоса помогите плиз Герои народного эпоса
Несмотря на то, что героический эпос у разных народов слагался в разное время и разной исторической
подробнее...
Что такое Змиевы валы?
Так называемые -удивительная система обороны древних славян от натиска степных кочевников на южных
подробнее...
Когда и почему на Руси появилась первая летопись?
Принятие христианства (988 год) способствовалораспространению письменности и письменной культуры.
подробнее...
как и когда и кто убил вещего Олега
Когда он черепа собирал по полу, его змея укусила. Раньше у князей хобби было такое, кто больше
подробнее...
когда был создан город ярославль?
Существует несколько гипотез о том, когда был основан Ярославль. Большинство из них исходит из
подробнее...
В каком веке было первое летописное упоминание о Москве
Первое летописное упоминание о Москве
Как бы то ни было, но впервые имя Москва
подробнее...