ленинский субботник



Когда субботник

Автор Друг №1 задал вопрос в разделе Города и Страны

когда появился Субботник? и получил лучший ответ

Ответ от Ирина[гуру]
История субботников в России ведёт своё начало с 12 апреля 1919 года, в период Гражданской войны и военной интервенции, как ответ на призыв Владимира Ленина улучшить работу железных дорог. Инициатором субботника (тогда он назывался коммунистическим) выступила партийная ячейка депо "Москва-Сортировочная" Московско-Казанской железной дороги. В ночь на субботу (отсюда название – "субботник") 12 апреля пятнадцать коммунистов депо, проработав десять часов, отремонтировали три паровоза.
История умалчивает о масштабах ремонта. Возможно, в одном случае понадобилось подкрутить несколько контргаек, в другом – отремонтировать машину целиком. Так или иначе, в глазах рядового обывателя само словосочетание "ремонт паровоза" предполагало нечто грандиозное и далёкое от унылого повседневного быта.
Вскоре В. И. Ленин опубликовал знаменитую статью "Великий почин", где впервые употребил слово "субботник", а через некоторое время и сам принял участие в одном из первых субботников, перенеся с помощью товарищей четырёхметровое бальсовое бревно от Оружейной палаты до Царь-пушки. Художники того времени, не мешкая, и со всей мощью социалистического реализма запечатлели этот исторический миг на своих полотнах. Правда, по разным версиям вождь нёс его то с красноармейцами в будёновках, то с мужиками в кепках, то пытался тянуть его один… Длина и диаметр груза тоже отличались на разных картинах сообразно силе воображения художников.
Когда шутить на эту тему стало можно, только ленивый не прошёлся по факту переноски вождём того злосчастного бревна. Были и "исследовательские" статьи о многочисленных фотосессиях Владимира Ильича в тот день, и заметки в юмористических изданиях, и карикатуры: "Ленин с бревном", "Ленин на бревне", "Ленин на брусьях" и "Ленин на перекладине". Ну, да ладно…
Как бы то ни было, но именно с тех пор субботник стал традицией в нашей стране. И надо сказать – хорошей традицией. Ведь содержать и поддерживать в чистоте свой дом, свой двор, свою улицу – это абсолютно естественное желание нормального человека.
Можно только порадоваться, что теперь к этому не примешивается политика, громкие лозунги и показуха, и никого силком на субботники не тащат. Сегодня субботник – дело сугубо добровольное, и если раньше государство в лице компартии могло требовать принудительной трудовой повинности (в качестве компенсации за бесплатную медицину, образование, за низкую себестоимость товаров первой необходимости) , то теперь, в свете изменившейся ситуации в России, участие в субботнике зависит исключительно от вашего желания. Каждый вправе отказаться от неоплачиваемого труда, сославшись не только на КЗОТ, но и просто на дикую занятость. Ситуация в стране изменилась, но потребность в чистоте и порядке остаётся у людей в любые времена и при любом политическом строе.
Источник: продолжение тут:

Ответ от Иван Соробов[гуру]
так вроде большевики придумали. не так что ли?

Ответ от МАСТЕР КОНСПИРАЦИИ[новичек]
в субботу

Ответ от Лена[гуру]
У воронежского хутора Высокий появится тезка на Земле обетованной.
Когда евреи, живущие в Израиле, узнали, что в центре России, в маленьком поселке чистокровные русские люди уже около ста лет исповедуют иудаизм, то сначала не поверили. А когда убедились в этом своими глазами, были потрясены. Такую твердую веру не всегда среди евреев встретишь, - поделился впечатлением один из потрясенных гостей.
Хутор Высокий расположен в Таловском районе - чуть меньше 200 километров от Воронежа. Здесь и живут обычные с виду русские крестьяне, которым в наследство от предков досталась необычная для этих мест вера - иудаизм.
В научной литературе их называют субботниками. Это название появилось давно - еще до революции. Тогда сельские православные священники с удивлением обнаружили, что часть крестьян в церковь не ходит, перед иконами не молится, а из всей Библии предпочитает Ветхий Завет. Да еще и соблюдает все еврейские обряды - вплоть до обрезания. И, разумеется, праздничным днем у них была суббота, а не воскресенье. Так и появилось название - субботники.
Когда царское правительство стало разбираться, оказалось, что субботников в России не так уж и мало - под Воронежем, Тамбовом, Астраханью. Откуда они появились, кто сманил их в незнакомую доселе религию, точно сказать никто не может до сих пор.
Самим жителям Высокого слово "субботники" не нравится. "Мы - иудеи", - объясняют они. И радуются, что теперь говорить это можно открыто. Потому что за свою жизнь успели испытать все прелести государственного антисемитизма.
Сначала за субботников взялось царское правительство. Их пытались насильно крестить, непокорных выселяли на окраины империи. Но те предавать свою веру не захотели. "Пусть нам лучше руки отрубят, но креститься не будем", - твердо отвечали русские иудеи.
После революции сначала стало полегче. В Высоком - а хутор появился в 20-х годах - даже колхоз создали, где официальным выходным была суббота. Но так продолжалось недолго: советской власти мешала любая религия, будь то православное христианство или иудаизм. В Высокий повалили агитаторы-атеисты.
Когда областное начальство поняло, что выступления заезжих ораторов на местных жителей не действуют, агитацию сменили на репрессии. "Приходилось вставать до рассвета, чтобы помолиться, - вспоминают старожилы, - не дай Б-г, кто увидит, по допросам затаскают".
А потом высочан решили извести более "цивилизованными" методами. Сначала им перекрыли дорогу к образованию. До 1970 года жителям хутора удавалось получить только 4 класса начальной школы. За остальным приходилось ехать в соседнюю деревню - это при том, что в то время в Высоком было около двух сотен детей. Только в семидесятые построили восьмилетку.
Потом советское правительство решило "разбавить" иудейскую общину "чужаками": построили несколько многоэтажек, привезли переселенцев. Но высочане и тут выстояли: некоторые из приезжих сами приняли иудаизм и примкнули к общине.
Жители окрестных деревень с субботниками открыто не конфликтовали, но и не любили. "Сядешь в автобус, а кругом шепчутся: "жиды, жиды". И все сторонятся".
Сейчас в Высоком живет немногим больше тысячи человек. Почти две трети из них - иудеи. Раньше было больше, да двести с лишним человек уже уехали на Землю Обетованную, в Израиль. Поэтому в поселке много пустых домов. Их хозяева иногда возвращаются, чаще всего летом, когда в Израиле особенно жарко. Поживут с месяц на родной земле - и назад.
Свою веру высочане блюдут строго. Из поколения в поколение передаются молитвенники - в некоторых семьях сохранились издания аж девятнадцатого века. Каждую субботу - молитвы, чтение Торы. Все как положено: мужчины и женщины молятся раздельно.
Имена здесь тоже еврейские: от привычных русскому уху - Анна, Михаил, Ефим - до экзотических: Иеремия, Лия, Исайя.
Свинину высочане не едят, и свиней не держат даже на продажу. Свинья - животное нечистое, в Торе на ее мясо строгий запрет.

Ответ от Максим Савельев[новичек]
году вроде в 1918

Ответ от Владимир Виноградов[активный]
Субботник появился в 1918 году, гогда ЛЕНИН понёс бревно.

Ответ от Ёветлана Петрова[гуру]
когда Ульянов работал на красной площади.. эта ирадицыя пошла в массы..

Ответ от Пользователь удален[гуру]
Слово "Субботник" имеет три значения:
1. Коммунистический субботник - организованный бесплатный труд на благо общества в свободное от работы время, в выходные (как правило в субботу) ;
В России в ранние годы Советской власти субботники как порождение революционного энтузиазма масс были действительно добровольными, и участвовали в них в основном коммунисты (комсомольцы) и так называемые «сочувствующие» .
Субботники возникли весной 1919 года, в период Гражданской войны и военной интервенции, в ответ на призыв В. И. Ленина улучшить работу железных дорог. Инициаторами проведения первого субботника выступили коммунисты депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги. В ночь на субботу (отсюда название) 12 апреля 15 коммунистов депо, проработав 10 часов, отремонтировали 3 паровоза. Именно это событие стало поводом для статьи В. И. Ленина «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу „коммунистических субботников“)», впервые опубликованной отдельной брошюрой в июле 1919 года. Почин московских железнодорожников, подхваченный на промышленных предприятиях, Ленин назвал проявлением героизма трудящихся масс, начавших практическое строительство социализма.
Наибольшего размаха движение достигло в 1920 году. В январе, во время «Недели фронта» , тысячи рабочих трудились на субботниках в помощь фронту. По решению 9-го съезда РКП (б) 1 мая 1920 был проведён Всероссийский субботник. В Кремле в работе на этом субботнике принимал участие руководитель Советского государства В. И. Ленин. Впоследствии этот факт активно использовался в коммунистической пропаганде, что в результате привело к появлению множества анекдотов.
Субботники получили широкое распространение в 1930-е годы — тогда же они временно превратились из добровольных в принудительно-добровольные.
Традиция проведения субботников сохранилась вплоть до падения социалистического строя в конце 1980-х — начале 1990-х. Субботники обычно проводились по месту работы, и тогда во время субботника люди выполняли свою обычную, повседневную работу. Но иногда субботники проводились по месту жительства, по инициативе местных органов самоуправления, и тогда люди трудились над облагораживанием родной местности, выполняя различные строительные работы: строительство и покраска заборов, ремонт зданий, штукатурка, отделка помещений, высаживание газонов, создание и обустройство клумб, парков, детских площадок. Такие «строительные субботники» , впрочем, могли быть устроены и по месту работы, если, например, учреждение переезжало в другое здание. Бывало и так, что школы созывали на подобные субботники (с целью ремонта школы) родителей учащихся.
Частота проведения субботников была непостоянной. Иногда субботники могли проводиться каждую неделю, иногда — только несколько раз в год. Всесоюзные Ленинские коммунистические субботники, приуроченные к дню рождения В. И. Ленина (22 апреля) , проводились ежегодно. Они как бы знаменовали собой окончательный приход весны и использовались для подготовки к празднованию Первомая.
2. Субботники - народное название членов церкви, секты или деноминации, соблюдающей субботу в качестве дня покоя и поклонения Богу.
Начало распространения этого движения в России относится к царствованию Екатерины II-й. До конца 1820-х гг. С. сосредоточивались преимущественно в губерниях Воронежской (в уездах Павловском и Бобровском в 1818 г. их было 503 чел. , а в 1823 г. — 3771), Орловской, Московской, Тульской, Саратовской. После правительственных мероприятий 1806, 1825 (когда был издан синодский указ «о мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников» — П. С. 3. т. XL, № 30436а) и 1826 гг. Субботники, открыто признававшие свою принадлежность к этому религиозному движению, были переселены в северное предгорье Кавказа, Закавказье и губернии Иркутскую, Тобольскую, Енисейскую.
3. Субботник - поминальная книга, читаемая в монастырях по субботам

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: когда появился Субботник?
Субботник на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Субботник
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*