лепной орнамент



Автор Lianochka задал вопрос в разделе Города и Страны

Где впервые появилось искусство создания лепных орнаментов ? и получил лучший ответ

Ответ от Василиса Микулишна[гуру]
В качестве древней архитектурной традиции выступает лепной декор потолков, а также стен. В Греции и Древнем Риме использовались вычурные лепные украшения, и в настоящее время после различных стилей, таких как классицизм, ренессанс, барокко, рококо, ампир, модерн, лепнина изумляет роскошью и красотой.
На границе XVII-XVIII вв. лепнина наряду с монументальной живописью являлась любимым способом декорирования интерьера. Она обладала матовой белой поверхностью, которая производила неизгладимое впечатление, не схожее с сиянием позолоченной резьбы, а изменения светотени были нежнее, мягче, при этом отмечали гибкость форм. Потолки, камины, арки, окна находились под влиянием лепнины. Бывало, что на стенах дворцов располагались обширные древние сюжеты. Зачастую лепнина подменялась недорогим гипсом, алебастром в связи с дороговизной лепнины и её изготовлением из мягкого камня. Использовалась техника «стукко» , заключавшаяся в смешении гипса либо глины с добавками гранитной или мраморной крошки. Производство лепнина происходило ручным способом. В итоге она становилась неподражаемой. Качество, пластика работы определялись предпочтениями и умениями специалистов. При барокко были причудливые изгибы, полукруглые образы, ломаные линии. Умельцы в ту эпоху любили изображать ангелов, амуров, художественно оформляли лепнину под букеты, гирлянды из фруктов, задрапированные ткани.
После 50-х гг. XVIII в. на смену причудливому пышному барокко пришёл строгий классицизм с прямыми линиями, правильными геометрическими фигурами… Стены, потолки перестали обрамляться украшениями, а последние концентрировались в отдельных местах. Характерной чертой лепного декора было распространённое цитирование древних сюжетов, форм, а именно листьев аканта, розеток.
В первые годы XIX в. появился ампир как новый стиль. Главная тематика – это патриотический рывок в рассматриваемый период. В декоре популярно стало изображение горящих факелов, военной атрибутики, лавровых венков.
На смену промежутку «бесстилья» на рубеже XIX - XX вв. приходит модерн. Характерная черта лепного декора: кривые, текучие линии, но при этом несложные и сдержанные. Для интерьера был характерен нерезкий переход от стен к потолку.
Большинство стилей XX в. проводили эксперименты с лепным декором. Хай-тек обладал определённой, строгой геометрией, а кич – вычурностью. На настоящем этапе все определяют собственные черты лепного декора: античность, барокко, классицизм, модерн, эклектика (стилевой синтез) .
Немало людей считают, что термины «лепниной декор» и «современный интерьер» никак не могут пересекаться. Реально с любыми предметами интерьера из хрома, никеля, стекла, керамики, дерева, пластмассы отлично соприкасаются актуальные лепные коллекции. Существует стереотип, что лепной интерьер обязан быть белым. На самом деле, современные материалы облекаются не только во все формы, но и во все цвета (с помощью нанесения золочения, придания впечатления старения, потёртости, с помощью патинирования) .
Уже несколько десятилетий из-за возможности приобретения довольно дёшевых и выгодных полимерных материалов лепниной декор есть в помещениях европейцев. Цельная композиция в зависимости от стиля и специфики интерьера, предпочтений создателя строится на основе продаваемых конкретных модулей, элементов. На базе настоящего орнамента делают форму, с которой потом отливают необходимое число повторов.
По обычаю, чтобы изготовить лепные украшения хорошего качества, берут материалы, которые могут меняться из жидкого качества в твёрдое при отсутствии трещин, немалой усадки: глина, цемент, гипс, папье-маше, металл, стекловолокно, стеклокомпозит. Несмотря на то, что в настоящее время процедура «лепки» полимерных материалов не схожа с процедурой древнего времени, но внешнее впечатление полностью натуральное.
Продолжение в комментариях...

Ответ от Илья Гончар[гуру]
Лепнина была известна еще в Древнем Египте. В античной Греции колонны и фасады зданий тоже нередко покрывались рельефными украшениями. Наивысшего расцвета искусство создания лепных орнаментов достигает в эпоху барокко. Примерно в это время отдельные элементы роскошных фигурных композиций дворцов и храмов начинают использоваться для создания интерьеров жилых домов и рабочих кабинетов. И сегодня во многих домах ХIХ - начала ХХ века можно встретить сохранившиеся образцы лепного декора. Но во времена культурной революции лепнина была объявлена "пережитком прошлого", "мещанством" и предана забвению.
Классическая лепнина изготавливается из гипса путем отливки или прессования и только потом прикрепляется к поверхностям. Однако в последнее время для нее очень активно стали использоваться различные цементосодержащие растворы и сухие смеси. Легкие детали можно посадить на специальный клей, гипс или цементные смеси. Для объемных тяжелых рельефов клея или раствора будет явно недостаточно, поэтому их дополнительно укрепляют штырями. Штыри впоследствии тщательно заделываются и маскируются. Несложные рельефы можно создать в процессе штукатурных работ с помощью различных шаблонов. Такой метод называется "вытягиванием". Он особенно хорош для наружных работ и отделки фасадов, поскольку орнамент в этом случае является не "инородным" телом, а монолитом единого целого. В последнее время в продаже появились различные лепные украшения, изготовленные из особо легких материалов - папье-маше, пенопласта, пластмассы и т. д. Они достаточно практичны в применении, более чем доступны в цене, но недолговечны и при внимательном рассмотрении "выдают свое происхождение". Их можно с успехом использовать в типовых квартирах или арендованных офисах. В помещениях, которые строятся "на века", такие украшения неуместны.
Небольшие простые украшения (звезды, снежинки, буквы и т. д. ) можно нанести с помощью трафарета. Изготовленный трафарет приставляется к поверхности, и те места, где должен лечь узор, процарапываются. Царапины наносятся по всей площади рисунка, а не только по контуру трафарета. Затем трафарет заполняется раствором, Раствор разравнивают и затирают. Как только он схватится, трафарет снимают и исправляют шероховатости. Второй способ: нанести раствор на поверхность, разровнять его, затереть, нарисовать узор и обрезать раствор вокруг его контуров, как тесто. Затем зачистить рельеф. Всю работу лучше проводить поэтапно, по одному элементу: процарапал - сделал рельеф, так как известково-гипсовый раствор достаточно быстро схватывается. Более сложные орнаменты изготавливаются с помощью формы. Форма может быть пластиковой, бетонной, деревянной и т. д. Чтобы будущее украшение легко вынималось из формы, ее предварительно промазывают мыльной кашицей. Форма наполняется раствором постепенно, толщина каждого слоя должна быть не более 10 мм. После изготовления деталь закрепляется.
Стукко (Stucco), или попросту штукатурка —самый древний способ оформления жилого пространства. Стукко выполняет декоративную функцию, ему доступны изобразительные возможности – ведь видимый верхний слой штукатурки подразумевает и глубину, куда «уходят» краски, и «мерцание» различных оттенков, а этого не может передать ни одни обои или гладкая покраска. Компонентами основы штукатурки могут быть молотый кирпич, сланец, слюда, животные клеи, мелкозернистый песок, инертный гипс. Разное количество каждого из этих компонентов влияет на качество и декоративные свойства фактурной штукатурки.

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Где впервые появилось искусство создания лепных орнаментов ?
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*