Запечатленный ангел лесков
Автор саня муха задал вопрос в разделе Литература
лесков запечатлённый ангел главные герои и краткое содержание за ранее спасибо огромное и получил лучший ответ
Ответ от ГАЛИНА[гуру]
В названии повести обыгрывается многозначность слова
"запечатленный", причем основное значение-запеча́тывать"-
накладывать печать. (ангел на иконе по сюжету был опечатан
сургучной арестантской печатью).
Раскрытие символического смысла названия автор вложил
в уста персонажа - старца Памвы:
"Ангел в душе живет, но запечатлен, а любовь освободит
его".
Сюжет
Святыня старообрядческой общины мастеров-каменщиков,
работающих на строительстве моста, икона ангела-хранителя
строгановских писем была "запеча́тлена" чиновниками и
отобрана в "новообрядческий" монастырь.
Старообрядцы подменили икону копией, написанной
специально приглашённым иконописцем.
Для этого один из староверов прошёл с одного берега реки
на другой по цепям недостроенного моста во время бурного
ледохода.
Основные персонажи
Марк Александров- рассказчик, от лица которого ведётся
история. Бывший старообрядец, примкнувший к новообрядной
церкви.
Лука Кирилов - глава артели каменщиков и старообрядческой
общины, владелец походной церкви и главной святыни общины,
иконы ангела-хранителя.
Совершает переход через Днепр по цепям недостроенного моста.
Пимен Иванов - отрицательный персонаж, посланник
староверческой общины с мелкими хозяйственными поручениями
"в мир";
(бахвальство Пимена перед "мирскими" приводит к разорению
общины властями и конфискации чтимой иконы).
"Барынька"- жена местного крупного чиновника, из любопытства и
суеверия интересующаяся старообрядцами.
Её вмешательством вызван разгром общины властями.
Левонтий - семнадцатилетний старообрядец, напарник Марка
по поискам иконописца.
После встречи со старцем Памвой присоединяется к новообрядной
церкви и умирает.
Памва - монах-отшельник "правящей" церкви, идеал смирения,
беззавистности и безгневности.
Считается, что прототипом Памвы мог быть Серафим Саровский.
Севастьян - иконописец, вызванный старообрядцами для
написания копии арестованной иконы.
Пишет в строгановской манере
Яков Яковлевич-английский инженер, руководитель работ
по строительству моста.
С интересом и участием относится к работникам-старообрядцам,
по возможности помогает осуществлению их планов по
вызволению иконы.
Прототип персонажа - Виньоль Чарльз Блэкер, действительно
руководивший строительством моста через Днепр в Киеве.
Марой - пожилой неграмотный умственно отсталый кузнец.
В случае неудачи подмены иконы копией должен был
изображать грабителя, сознательно идти на наказание.
На постоялом дворе укрываются от непогоды несколько путников. Один из них утверждает, что «всякого спасённого человека... ангел руководствует», и его самого ангел водил. Последующий рассказ он произносит, стоя на коленях, потому как все случившееся — «дело весьма священное и страшное».
Маркуша, «незначительный человек», рождённый в «старой русской вере», служит каменщиком в артели Луки Кириллова, самой чудной иконой в которой считается изображение ангела. На Днепре артель строит вместе с англичанами каменный мост и три года живёт «мирственным» духом и «преизящество богозданной природы» ощущает. Но после того как невежественный и напоминающий «верблуда» Марой изобретает особенный способ разбивать прочнейшие болты, о староверах идёт слава. Пимен Иванов, который, в отличие от «настоящих степенных староверов», не чуждается общения с чиновниками, встречается с женой «немаловажного лица», которая просит у староверов вымолить ей дочь. Пимен ничего староверам не рассказывает ни об этом, ни о последующих поручениях, но все они исполняются. Расплатившись с Пименом деньгами «на свечи и масло», барыня выражает желание посмотреть на ангела-хранителя, и Пимену приходится обо всем рассказать староверам. Наутро после приезда барыни жена Луки Кириллова, тётка Михайлица, рассказывает, что ночью ангел сошёл с иконы. В это время муж барыни, за которого Пимен «молитвует», получает взятку от «жидов», но те его обманывают и ещё больше отданного назад требуют. Барыня требует этих денег у староверов. Староверы таких денег не имеют, и на их жилище нападают жандармы, «запечатывают» иконы, в том числе и лик ангела, сургучом, увозят и сваливают в подвал. Икона с ангелом приглядывается архиерею, и её ставят в алтаре. Староверы решают хранителя подменить — «скрасть и распечатать», а «к исполнению сей решимости» избирают рассказчика этой повести и благонравного отрока Левонтия.
Между тем по Пимену вдруг «пегота пошла», а на староверов нападает «сугубая тоска», а вместе с ней болезнь глаз, излечить которую сможет только икона-хранительница. Такое благочестие трогает старшего среди англичан Якова Яковлевича, которому Маркуша объясняет, что художник из города не сможет точную копию исполнить, представить «тип лица небожительный». И икона та строгановского рисунка, а он сильно отличается от других писаний. А сегодня «высокого вдохновения тип утрачен» и «в новых школах художества повсеместное растлеяние чувства развито и суете ум повинуется». «Писание не всякому дано уразуметь, и изображённая небесная слава очень при этом помогает о деньгах и всей славе земной думать не иначе как о мерзости перед господом». Сами же староверы молят «христианския кончины живота и доброго ответа на страшном судилище». Англичанин и его жена такими речами настолько растроганы, что дают Маркуше денег, и он с «среброуздым» Левонтием отправляется на поиски изографа.
Доходят они до Москвы, «древлего русского общества преславной царицы», но и ею не утешаются, считая, что старина в Москве не на «добротолюбии и благочестии, а на едином упрямстве» зиждится. А мастера в художестве неаккуратны, все друг перед другом величаются или, «шайками совокупясь», по трактирам вино пьют и своё художество хвалят «с кичливою надменностию». На Маркушу нападает скука, а Левонтий боится, что его «соблазн обдержать может», и изъявляет желание повидать безгневного старца Памву и понять, какова «благодать» господствующей церкви. На все протесты Маркуши о том, что церковные «кофий» пьют и зайцев едят, Левонтий отвечает своей образованностью. Из Москвы путники идут в Суздаль искать изографа Севастьяна, и по дороге, выбранной Маркушей, теряются. Левонтий выглядит больным и отказывается идти. Но появившийся из леса небольшой старичок призывает его встать и ведёт путников в своё жилище. Маркуша понимает, что это
какие рассказы, повести, романы написал Лесков Срочно надо плизз
Русский писатель Николай Семёнович Лесков родился 4 февраля 1831 года в селе Горохово Орловской
подробнее...
Помогите найти творчество Н. С.. Лескова
Лесков, Николай Семенович - выдающийся писатель, в начале своей литературной деятельности известный
подробнее...
Сочинение на тему "Образ Левши" из сказа Лескова! помогите плиз нужно срочно
Образ Левши: тульский мастер, в произведении про него говорится: «косой левша, на щеке пятно
подробнее...
Что означает терпкий запах?
Горьковатый, вяжущий на вкус))
lyudmilamaloed
Просветленный
(24988)
подробнее...
Метка БОГА !!!Что ЭТО ?
родинки или ямочка на подбородке....
Сергей С.
(2728)
Про ямочку
подробнее...