Автор Макбет задал вопрос в разделе Религия, Вера
Вопрос верующим и не только. В чем суть конфликта Льва Толстого с Православной церковью и ваше мнение на этот счет? и получил лучший ответ
Ответ от Ёмерть Офелии[гуру]
Привожу слова самого Толстого из его "Письма к Синоду": (ссылка на источник ниже)
"То, что я отрекся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрекся я от нее не потому, что я восстал на господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему. Прежде чем отречься от церкви и единения с народом, которое мне было невыразимо дорого, я, по некоторым признакам усомнившись в правоте церкви, посвятил несколько лет на то, чтобы исследовать теоретически и практически учение церкви: теоретически - я перечитал все, что мог, об учении церкви, изучил и критически разобрал догматическое богословие; практически же - строго следовал, в продолжение более года, всем предписаниям церкви, соблюдая все посты и посещая все церковные службы. И я убедился, что учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения. "
Я отвергаю все таинства, это совершенно справедливо. Все таинства я считаю низменным, грубым, несоответствующим понятию о боге и христианскому учению колдовством и, кроме того, нарушением самых прямых указаний евангелия.
В крещении младенцев вижу явное извращение всего того смысла, который могло иметь крещение для взрослых, сознательно принимающих христианство; в совершении таинства брака над людьми, заведомо соединявшимися прежде, и в допущении разводов и в освящении браков разведенных вижу прямое нарушение и смысла, и буквы евангельского учения. В периодическом прощении грехов на исповеди вижу вредный обман, только поощряющий безнравственность и уничтожающий опасение перед согрешением.
В елеосвящении так же, как и в миропомазании, вижу приемы грубого колдовства, как и в почитании икон и мощей, как и во всех тех обрядах, молитвах, заклинаниях, которыми наполнен требник. В причащении вижу обоготворение плоти и извращение христианского учения. В священстве, кроме явного приготовления к обману, вижу прямое нарушение слов Христа, - прямо запрещающего кого бы то ни было называть учителями, отцами, наставниками (Мф. ХХIII, 8 - 10).
Сказано, наконец, как последняя и высшая степень моей виновности, что я, ругаясь над самыми священными предметами веры, не содрогнулся подвергнуть глумлению священнейшее из таинств - евхаристию. То, что я не содрогнулся описать просто и объективно то, что священник делает для приготовления этого, так называемого, таинства, то это совершенно справедливо; но то что
это, так называемое, таинство есть нечто священное и что описать его просто, как оно делается, есть кощунство, - это совершенно несправедливо. Кощунство не в том, чтобы назвать перегородку - перегородкой, а не иконостасом, и чашку - чашкой, а не потиром * и т. п. , а ужаснейшее, не перестающее, возмутительное кощунство - в том, что люди, пользуясь всеми возможным средствами обмана и гипнотизации, - уверяют детей и простодушный народ, что если нарезать известным способом и при произнесении известных слов кусочки хлеба и положить их в вино, то в кусочки эти входит бог; и что тот, во имя кого живого вынется кусочек, тот будет здоров; во имя же кого умершего вынется такой кусочек то тому на том свете будет лучше; и что тот, кто съел этот кусочек, в того войдет сам бог. Ведь это ужасно! "
Источник: ссылка
Л. Н. не знал языка пророков, но не смог смериться с чудесами в Евангелиях в силу его "просветительского" развития и поэтому просто удалил их, (см. в ин-те евангелие от Толстого)
но вот что есть например в чуде Брака в Кане: ссылка
вообще-от все очень просто - ЛТ заявил, что не верит в догматы, во что-то свое он верил, но от очень мало от Символа Веры осталось. Так что никакого конфликта по сути - разуверился человек и все.
Есть хорошая и не очень большая статья на сей счет.
Толстой был вегетарианцем, то есть гуманистом и всё считал детьми божьими, а православная церковь поощряет поедание братьев наших младших. Так гляди, и до канибализма докатимся...
как было написано в обвинении
"В своих сочинениях и письмах, в множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует, с ревностью фанатика, ниспровержение всех догматов православной Церкви и самой сущности веры христианской; отвергает личного живаго Бога, во Святой Троице славимого, Создателя и Промыслителя вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа — Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человеков и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицает бессеменное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы Приснодевы Марии, не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святаго Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию. Все сие проповедует граф Толстой непрерывно, словом и писанием, к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем неприкровенно, но явно пред всеми, сознательно и намеренно отторг себя сам от всякого общения с Церковию православною. "
Толстой по сути протестант, отрицавший официальную земную церковь и признававшим только Небесную
Толстой не желал противиться злому, в отличии от других.
Доброго времени. Л. Н. Толстой написал свое "исповедание веры" в книге "Четвероевангелие". В этой книге Толстой самостоятельно сделал перевод и дал объединенные толкования на канонические Евангелия. Его утверждения в корне подрывали авторитет Церкви и ее догмы. Поэтому, по решению Синода Толстой был отлучен от Православной Церкви.
Надо заметить, что Лев Николевич, еще в детстве мечтал о создании собственной религии. Так кружки "толстовцев" в частности были созданы и для этой честолюбивой цели.
Хотя в принципе Толстой был всегда, - очень положительно настроен к Верующим. Известны факты его мат. помощи старообрядцам переселявшимся в Сев. Америку.
Толстовское "непротивление злу насилием" - одна из самых сильных мыслей, которую он взял на "вооружение" из учения Христа. История доказала, что здесь Лев Николаевич был на правильном пути.
Не зная сути конфликта. Мне нравятся такие люди, которые высказывают свои идеи и открытия. Рассуждают и делом подкрепляют.
Побольше бы нам таких Толстых. К чему слепые догмы.
Господь не сидит на месте. Он меняется каждую секунду.
И мир меняется.
Конфликт этот больше всего провоцировал личный секретарь Л. Н. Толстого, Чертков. Он же поддержал бегство Толстого из Ясной Поляны, он же с окружением не допустил до Л. Н. Толстого священника, хотя Толстой умолял их об этом, потому что желал перед смертью исповедоваться и причаститься.