Балерина лидия иванова
Автор Анечка задал вопрос в разделе Литература
Какой именно портрет подарил ценитель ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ КРАСОТЫ своей девушке?. . Я нашла несколько вариантов, но... и получил лучший ответ
Ответ от Евгения[гуру]
Вот описание картины, которую Гирин хотел подарить Симе:
" Молодая балерина присела, облокотясь на что-то, с той же ежеминутной готовностью встать, какая была характерна и для Симы. Пышное платье восемнадцатого века, стянутое корсажем, с пышной белой оторочкой, низко открывало точеные плечи и высокую грудь. Обнаженные руки играли страусовым белым пером, а черные волосы из-под тюрбана с жемчужной ниткой спускались по обе стороны стройной шеи двумя густыми длинными локонами. Склоненное к левому плечу лицо привлекало взглядом больших глаз, одновременно пристальных, задумчивых и тревожных, не гармонировавших со спокойной линией маленьких губ и общим старинным обликом лица, с характерным для Серебряковой очерком щек и чуть длинноватого прямого носа. Как хорошо удалось художнице передать светлую одухотворенность всего существа юной балерины, приобретенную долгими годами правильной жизни, воздержания, тренировки, напряженной работы над своим телом"
Я просмотрела всё, что нашла по портретам Лидии Ивановой, а именно о ней идёт речь, как о факте, - совпадающей по всем деталям картины нет. Более всего подходит под это описание портрет другой балерины - Александры Даниловой
Согласитесь, есть определённое сходство и с Лидией Ивановой.. .
Может быть, Гирин, а следовательно, и Ефремов, ошибались, считая, что на портрете именно Лидия Иванова, молодая талантливая балерина, нелепо погибшая во время катания на лодке... ?
Из статьи:
Вечером 16 июня 1924 года юная прекрас звезда петербургского балета, Лидия Иванова должна была выступать в Измайловском саду вместе с Георгием Баланчивадзе (будущим Джорджем Баланчиным) . Накануне она приняла предложение своего знакомого - инженера Клемента прокатиться в лодке по Финскому заливу. По официальной версии, сидевшие в лодке настолько увлеклись починкой мотора, что не заметили приближение крупного пассажирского судна «Чайка» . Произошло столкновение, лодка перевернулась. Троих удалось спасти; Иванова и Клемент погибли. Тела утонувших найдены не были, и похороны не проводились.
Эту историю вспомнил в романе «Лезвие бритвы» фантаст-философ Иван Ефремов, говоря о хрупкости красоты, о безжалостности судьбы, с какой-то непостижимой закономерностью поражающей в первую очередь наиболее гармоничное, наиболее прекрасное, наиболее высокое. В дальнейшем Ефремов назовет эту тенденцию Стрелой Аримана – именем восточного зороастрийского бога зла.
А связь Ефремова и Серебряковой очевидна.... поиски красоты и гармонии ...Представления Ефремова о женской красоте, видимо, совпадали с представлением и изображением этой красоты З. Серебряковой: длинные волосы, соболиные брови, пропорции тела... .
Анечка
Просветленный
(41856)
(продолжаю Вашу цитату) "Гирин снял со стены репродукцию, повернул ее так, чтобы не отсвечивало стекло, и прочитал стихотворные строчки, написанные крупным четким почерком наискось в правом нижнем углу:
Если узнаешь, что ты другом упрямым отринут,
Если узнаешь, что лук Эроса не был тугим...
Яркое воспоминание тоскливо стеснило грудь, но Гирин отбросил его, подумав, что память, особенно когда дело идет о давно прошедшем, вещь очень коварная." (конец цитаты)
Пьеретта - в прошлом... Потом была другая любимая девушка и другая картина....
Вы, чей резец, палитра, лира, Согласных муз одна семья Вы нас уводите из мира В соседство инобытия. И чем зеркальней отражает Кристалл искусства лик земной, Тем явственней нас поражает В нем жизнь иная, свет иной И про себя даемся диву Что не приметили досель, Как ветерок ласкает ниву, И зелена под снегом ель. Вячеслав Иванов о Серебряковой) ) Ну а "ценитель" .. писатель-фантаст И. Ефремов))
Может быть, это портрет Ольги Константиновны Лансере кисти Зинаиды Серебряковой? Во всяком случае, Гирин говорит о нем: "Больше всего люблю... портрет жены Лансере - женщины с черными косами".
Именно Иван Гирин "озвучивает" известное суждение Ефремова: "Красота - это наивысшая степень целесообразности.. . Существует объективная реальность, воспринимаемая нами, как безусловная красота".
Автор портрета и натурщица связаны родственными узами. Сама Зинаида Серебрякова - дочь Евгения Александровича Лансере, известного скульптора. Её брат, художник Евгений Евгеньевич - супруг Ольги Константиновны. Ну, а ваш любимый автор, Анна, объединил их силой воображения.
Не перестаю удивляться.. . Тонкому и прекрасному в мире человеческом...