Графин мальцовский
Автор A-stra задал вопрос в разделе Города и Страны
Чем уникально мальцовское стекло? и получил лучший ответ
Ответ от Ольга Кислюнина[гуру]
Мальцовы (Мальцевы), российские купцы и предприниматели, основатели и владельцы предприятий по выпуску изделий из стекла, а также ряда других предприятий.
В «Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи» записано: «Предок рода Мальцовых, Богдан Афанасьев сын Мальцов, в 1635 писан в десятне в числе дворян... Дети его Автоном, Кирей и Юрий показаны в списке 1670 по Чернигову». Сын Автонома, купец гостиной сотни Василий Мальцов, живший в г. Рыльске, одного из своих сыновей, Василия Большого, отправил с товарами в Гжатск. Там Василий Большой познакомился с купцами Дружининым и Аксеновым, имевшими разрешение мануфактур-коллегии на устройство стекольной и хрустальной фабрик на собственные средства, и вступил с ними в компанию. После смерти Дружинина и Аксенова компаньонами Мальцова стали его брат Афанасий и купец из Орла Нагавкин. Вскоре Василий Васильевич остался единственным владельцем мануфактуры. В 1745, расширяя дело, он начал строительство новой гуты, купив в Можайском уезде сельцо Новое. Вскоре он передал дело сыновьям Александру и Акиму, которые жили месте с ним. В 1747, после того, как Сенат постановил уничтожить все хрустальные, стекольные и железные заводы, находящиеся в 200 вёрстах от Москвы, с целью сохранения лесов, мальцовский завод был разделен. Одна часть была переведена в Трубчевский уезд Орловской губернии (принадлежала Александру, затем его жене Евдокии), другая часть, находившаяся во владении Акима Васильевича, была переведена из можайского уезда во Владимирскую губернию на речку Гусь. Аким, основатель гусевского стекольного производства и владелец парусной фабрики в Можайском уезде, стал известным лицом в кругах промышленной России.
Википедия.
НА ЛЮБОЙ ВКУС
Зал старины знакомит с продукцией завода XIX века. “На любой вкус” - было девизом мальцовского производства. И действительно, дятьковское стекло было известно от крестьянской избы и до царского двора. Прессованные стаканы, блюдца, солонки, тарелочки, лампадки десятками тысяч распространялись на ярмарках. По заказам состоятельных покупателей исполнялись дорогие многопредметные сервизы ручной работы, роскошные вазы и настольные украшения. Одним из направлений деятельности предприятия был выпуск широкого ассортимента предметов церковной утвари. Уникальное зрелище представляла собой дятьковская церковь, все убранство которой было выполнено из цветного стекла и прозрачного хрусталя. В коллекции музея сохранился подсвечник из трехслойного стекла, свидетельствующий о виртуозном исполнительском мастерстве старых дятьковских умельцев.
Многочисленные награды отечественных и зарубежных выставок, право изображать на изделиях Герб Российской Империи, поставки лучшей продукции для сервировки парадных залов царских дворцов - таковы славные страницы прошлого.
Залы современной истории представляют лучшую дятьковскую продукцию всех периодов XX века; уникальные произведения самобытных мастеров, хранящих опыт и умение многих поколений российских стеклоделов.
Значительную часть экспозиции составляют авторские работы сорока современных художников-дизайнеров. Музей отличает уникальная форма показа. Экспозиция размещена на открытых подиумах. Между зрителем и декоративными произведениями нет никаких препятствий. Экспонаты имеют круговой обзор, как бы живут в свободном пространстве, организуют его вокруг себя, наполняют яркими образами и светоносной сущностью удивительного и неповторимого материала — стекла.Благодаря своей уникальной коллекции Музей дятьковского хрусталя является одной из самых ярких достопримечательностей брянского края.
Фото:
[ссылка появится после проверки модератором]
[ссылка появится после проверки модератором]
[ссылка появится после проверки модератором]
[ссылка появится после проверки модератором]
Что касается мальцовского хрусталя того же времени, то он менее блестящий, нежели императорский хрусталь.
Не укажите в какие годы выпускались, выпускались ли?, на Мальцовских заводах рюмки наподобие рёмера с ножкой в виде спиралевидного навития.
Начиналось все довольно скромно. В 1723 году некие Назар Дружинин и Сергей Аксенов основали стеклянную и хрустальную фабрики в Карачаевском уезде на землях Введенского девичьего монастыря и в Можайском уезде близ Гжатска. В 1724 к «компанейству» присоединился купеческий сын Василий Мальцов и спустя шесть лет сделался полновластным хозяином фабрик. Как и почему — история темная.
Из Германии в Гжатск приглашали немцев, «зело в стеклянном деле искусных» , — надо же у кого-то мастерство перенимать! Учили они гжатских рабочих делать «стаканы пивные и медовые, гладкие и рисованные, стекла зеркальные и оконишные белые» .
В 1741 году Мальцов надумал дело свое расширить и вложил в развитие производства аж 6 700 рублей. Учитывая, что посуды и стекла в том же году изготовлено было на 5 582 рубля, вложения эти выглядели довольно рискованными. Так и оказалось. Не успел Мальцов дождаться окончания своей инвестиционной эпопеи, как в 1747 году Сенат выпустил постановление, согласно которому, во имя сохранения лесов вокруг Москвы, все хрустальные, стеклянные и железные заводы в радиусе 200 верст от города подлежали уничтожению. Чтобы исключить различные толкования, указ так и озаглавили — «Об уничтожении». Мальцов с государством спорить не стал и производство свернул. Так бы и захирело российское хрустальное дело, если б не сын Мальцова Аким, c ранней юности интересовавшийся делами отца. К 1755 году часть хрустального производства Аким перенес в сельцо Микулино Мещерского края, что на берегу реки Гусь. Поспособствовал и двоюродный брат Акима — Фома, купец первой гильдии, тоже заложивший новую хрустальную и стекольную фабрики. Дело начало расширяться. Со временем часть производства перевели в село Радутино Орловской области, а мальцовские изделия все лучше расходились по стране. На знаменитой ежегодной Макарьевской ярмарке мальцовское стекло охотно раскупали, а уже оттуда везли по всей России.
Гусевской хрустальный завод известен в нашей стране и за рубежом как традиционный центр русского промышленного стеклоделия. Основан завод был в 1756 году купцом А. В. Мальцовым. С этого времени было положено начало массовому производству стекла в России, выпуску посуды для повседневного пользования в быту. Гусевская хрустальная фабрика первой выступила на широком рынке, предложив доступный всем ассортимент изделий из простого стекла. кувшины, графины, рюмки, бокалы и пр. Знаменитые гусевские графины с петухами, букетами стали известны по всей России и во всем мире. С момента основания завода на нем варили и хрусталь. Мальцовский хрусталь очень быстро завоевал признание на российском рынке. На первой Всероссийской выставке мануфактурных изделий Мальцов был награжден Большой золотой медалью за отличный хрусталь. Высокое качество изделий отмечалось и в последующие годы. В 1857 году Гусевскому заводу было разрешено изображать на своих изделиях государственный герб России. Гусь-Хрустальный в ведомостях мануфактур, выпускаемых в эти годы в Германии, значится уже как чисто русское хрустальное производство, работавшее исключительно на отечественном сырье и топливе, имеющим русские кадры. Завод выполнял крупные заказы царского двора, уникальные хрустальные изделия для шаха Ирана. Мальцовский хрусталь употреблялся для кавалерских и обычных столов в пригородных дворцах императора. Круг предметов, поставлявшихся на всероссийский рынок, был обширным - начиная со столовой посуды и кончая церковной утварью. Вырабатывались вещи самые дорогие, огромной величины, с богатой гранью и резьбой до самых простых, дешевых, обыкновенно в хозяйстве употребляемых.
В историю отечественного стекла прочно вошел термин «мальцовская» алмазная грань, которой обозначается целое направление в искусстве хрусталя. Для русской гравировки на стекле того времени характерны свобода композиционного сюжета, своеобразие орнамента, простота и наивность трактовки, отсутствие какого–либо канонического решения, особый «почерк» линии рисунка — скорее живописного, нежели графического. Самого Ивана Сергеевича Мальцова величали не иначе как «Король хрусталя» , и он уделял большое внимание производству стекла и хрусталя, совершенствуя технологии и модернизируя техническую базу.
Гусевской хрустальный завод известен в нашей стране и за рубежом как традиционный центр русского промышленного стеклоделия. Основан завод был в 1756 году купцом А. В. Мальцовым. С этого времени было положено начало массовому производству стекла в России, выпуску посуды для повседневного пользования в быту.
Гусевская хрустальная фабрика первой выступила на широком рынке, предложив доступный всем ассортимент изделий из простого стекла - кувшины, графины, рюмки, бокалы и пр. Знаменитые гусевские графины с петухами, букетами стали известны по всей России и во всем мире. С момента основания завода на нем варили и хрусталь. Мальцовский хрусталь очень быстро завоевал признание на российском рынке. На первой Всероссийской выставке мануфактурных изделий Мальцов был награжден Большой золотой медалью за "отличный хрусталь". Высокое качество изделий отмечалось и в последующие годы.
В 1857 году Гусевскому заводу было разрешено изображать на своих изделиях государственный герб России. Гусь-Хрустальный в ведомостях мануфактур, выпускаемых в эти годы в Германии, значится уже как "чисто русское хрустальное производство", работавшее исключительно на отечественном сырье и топливе, имеющим русские кадры. Завод выполняет крупные заказы царского двора, уникальные хрустальные изделия для шаха Ирана. Мальцовский хрусталь употреблялся для кавалерских и обычных столов в пригородных дворцах императора.
Круг предметов, поставлявшихся на всероссийский рынок, был обширным - начиная со столовой посуды и кончая церковной утварью. Вырабатывались "вещи самые дорогие, огромной величины, с богатой гранью и резьбой до самых простых, дешевых, обыкновенно в хозяйстве употребляемых".
Продукция завода приобретает особый характер уникальности, высокой художественности исполнения. Развиваются традиционные техники и осваивается все новое, что появляется в европейском художественном стеклоделии. Лучшие изделия, выполненные заводскими мастерами, выставлялись на крупных зарубежных выставках и неоднократно завоевывали призы за оригинальность и самобытность художественных решений, уникальность и виртуозность исполнения, разнообразие форм, цветовой гаммы и декора, а также высокий уровень профессионального мастерства. На Всемирной Парижской выставке 1900 года изделиям была присуждена высшая награда "Гран При", в 1958 году в Брюсселе - бронзовая медаль, в 1976 году в Братиславе - две золотые медали, на международной Лейпцигской ярмарке 1979 года- Большая золотая медаль.
В 50-е годы на завод приходят художники-профессионалы. Организованная творческая лаборатория стала создавать новый ассортимент с учетом вековых традиций русского стеклоделия и богатого наследия народного искусства.
Ныне старинный завод, объединивший большой коллектив художников декоративного искусства, сохраняет статус художественного производства. Именно это и послужило поводом для организации и проведения на Гусевском хрустальном заводе в сентябре 1990 года Международного симпозиума художников стекла с участием многих звезд мировой величины из Испании, Англии, Германии, США, Чехословакии, Венгрии, Польши, Франции, Нидерландов, Югославии, а также мастеров из Украины, стран Балтии, Закавказья, России. Собрались специалисты, представлявшие различные направления в стеклоделии.
В наши дни ЗАО "Гусевской хрустальный завод" выпускает широкий ассортимент сортовой посуды из хрусталя, простого и цветного стекла. Предприятие пользуется репутацией надежного партнера. В течении многих лет сотрудничает с торговыми организациями Москвы, Казани, Владимира, Нижнего Новгорода, Орла и других городов России. Продукция экспортировалась в США, Швецию, Италию, Японию, Кувейт, Австралию.