театр деммени
Автор Bark задал вопрос в разделе Города и Страны
Где и когда родился первый в России театр марионеток? и получил лучший ответ
Ответ от Ёветланkа[гуру]
В России первое знакомство с марионеточными театрами относится к началу царствования Анны Иоанновны (1730-1740), когда немецкие «показыватели» неизвестных доселе кукол посетили обе столицы. Поначалу этих кукол называли «выпускными» . Но во второй половине XVIII века в русский язык окончательно входит слово «марионетка» .
Однако, до середины XIX века марионеточные спектакли дают только иностранцы. Они везут в Россию своих кукол, свой репертуар, состоявший в XVIII веке, в основном, из разговорных пьес. Они снимают для своих выступлений удобные помещения. В Петербурге в 1749 году был даже построен специальный «комедиантский амбар» для марионеточных представлений. Однако, существовало одно неудобство: далеко не вся публика понимала иностранные языки. Нужно было сокращать и даже вовсе отказываться от текста в пьесах. Это и привело к замене разговорных пьес дивертисментом из пантомимических номеров - трюковых, цирковых, жанровых, бытовых сценок, в которых можно легко обойтись без текста.
Кроме того, сложная техника марионеточного театра требовала работы нескольких кукловодов. Возить с собой большую труппу было невыгодно, поэтому иностранцы на месте нанимали двух-трех мальчиков, доверяя им второстепенные роли и обучая кукловождению.
Позднее эти помощники, освоив премудрости марионеточного театра, научившись управлять маленькими артистами с помощью нитей, расставались со своими иностранными учителями и начинали работать самостоятельно.
Источник: ссылка
Санкт-Петербург, Невский пр. , д. 52
В декабре 1918 года был создан Петроградский государственный театр марионеток (первое название театр Е. С. Деммени) , это был первый профессиональный кукольный театр в России. 12 апреля 1919 года зрителям были представлены спектакли «Сказка о царе Салтане» А. Пушкина и «Вертеп» М. Кузьмина.
К концу XIX века представления марионеточного театра можно было увидеть уже на народных гуляньях, на любой ярмарке не только в Москве и
Петербурге, но и в других больших городах России.
Разговорные пьесы практически полностью исчезли из репертуара русских марионеток. Но, постоянно выступая, народные кукольники великолепно овладели сложной техникой марионеточного театра. Постоянных помещений у них не было, они покупали место на ярмарке или гулянье и ставили там временный парусиновый балаган. Такие сооружения можно было застать еще в начале 20- х годов в московских садах и парках.
Кроме того, в России, как и зарубежом, большое распространение получили домашние кукольные театры. Именно из них в начале XX века стали одна за другой появляться любительские студии. Однако, довести работу до конца, показать спектакль широкой публике долгое время никому не удавалось.
Ближе всех к созданию профессионального театра кукол подошли
Ю. Слонимская и Ефимовы. Премьера их спектакля состоялась в феврале 1916 года. Однако, жизнь театра оказалась недолгой: Ю. Слонимская и некоторые студийцы эмигрировали из России, и театр распался.
После революции марионетки почти совсем ушли из практики русских кукольников – они предпочитали играть с перчаточными и тростевыми куклами.
Однако, теперь интерес к марионетке вновь возрождается, наши кукольники снова пытаются овладеть искусством управления самой сложной, но такой чудесной куклой.
Санкт-Петербургский театр марионеток им. Е. С. Деммени - первый в России профессиональный театр кукол. Он организован в 1918 году группой петроградских художников во главе с Любовью Васильевной Шапориной-Яковлевой и назывался "Петроградский государственный театр Марионеток". Его занавес впервые поднялся 12 апреля 1919 года. Зрители увидели "Сказку о царе Салтане" А. С. Пушкина и "Вертеп" М. Кузьмина. Коллектив театра был и до сегодняшнего дня остается единственным в стране театром волшебной куклы на нитях - марионетки.
В начале XX века искусство "серебряного века" постигает через марионетку тайные смыслы бытия. Андрей Белый в союзе с куклой мечтает оживить древние ритуалы. Юлия Слонимская и Петр Сазонов выбирают для постановки в марионетках французскую балаганную пьесу 17 века "Силы любви и волшебства". Ее переводит поэт Георгий Иванов. Отложив работу над спектаклем во МХАТе, Мстислав Добужинский мчится в Петроград, чтобы расписать портал и куклу пролога. "Силы любви" считают предысторией нашего театра. Репетиции и первые представления проходят в особняке Александра Гауша. Среди первых зрителей - Евгений Деммени. Впоследствии Деммени создает свой театр - театр Петрушки, а Гауш становится его художником. В 1930 году Театр Петрушки Евгения Деммени соединился с Театром марионеток Шапориной-Яковлевой под названием "Ленинградский государственный кукольный театр под руководством з. а. РСФСР Евгения Демени".
С начала XX века в Москве существовал Театр марионеток, корни которого, по сей день удалось сохранить в Московском детском театре марионеток, утвержденного, как государственное учреждение культуры Постановлением Правительства Москвы в 1998 году. Многие годы он существовал как гастрольный коллектив, не давая угаснуть сложному жанру - мастерству владения марионеткой. Более 25 лет театр сохранял традиции, создавая новые, интересные и нестандартные спектакли для детей и взрослых.