матейко



Матейко ян

Автор Madeleine задал вопрос в разделе Образование

Что известно про творчество Яна Матейко? Каким историческим персонажам посвящены его картины? и получил лучший ответ

Ответ от Ўрий Чернов[гуру]
МАТЕЙКО, ЯН (Matejko, Jan) (1838–1893), польский художник, лидер национального романтизма в польском изобразительном искусстве.
Родился в Кракове 24 июня 1838 в семье учителя музыки, выходца из Чехии. Учился в местной Школе изящных искусств (1852–1858), а также мюнхенской и венской Академиях художеств (1859–1860). Жил и работал в основном в Кракове.
Уже в юности испытывал острый интерес к характерным чертам исторического быта, фиксируя их во множестве зарисовок, которые составили т. н. «Сокровищницу». На ее базе издал Историю польского костюма (1863). Горячо сочувствуя национально-освободительным целям восстания в Королевстве Польском (1863–1864), откликнулся на его разгром первыми своими значительными полотнами (Шут Станьчик на балу у королевы Боны, 1862; Проповедь Скарги, 1864; Рейтан в сейме, или Упадок Польши, 1866), представив на суд зрителей эпизоды шляхетского прошлого, ключевые, по мнению мастера, для понимания причин последующего политического унижения страны. Вживаясь в историю, дал ответ критикам в картине-памфлете Приговор Матейко (1867), где изобразил чтение приговора о своем сожжении.
Опытный художник-режиссер, создавал многофигурные полотна, стараясь с максимальной убедительностью вовлечь зрителя в атмосферу представленных событий. Среди его работ – Люблинская уния (1869), Поднятие колокола Сигизмунда (1874), цикл История цивилизации в Польше (1888–1889; все картины – Национальный музей, Варшава) , Присяга Пруссии на верность Польше (Прусская дань, 1879–1882, Национальный музей, Краков). Самым масштабным его произведением явилась грандиозная Битва под Грюнвальдом (1878, Национальный музей, Варшава). Часто выступал как портретист, исторический (Коперник, 1873, Краковский университет) или современный (Автопортрет, 1872, Национальный музей, Краков). Был директором Школы изящных искусств в Кракове (с 1873).
Умер Матейко в Кракове 1 ноября 1893. Дом художника ныне превращен в музей.
Стефан Баторий под Псковом. Худ. Ян Матейко. 1872. Национальный музей, Варшава
Картины Матейко содержат ряд исторических неточностей. В частности, на полотне "Стефан Баторий под Псковом" изображена сдача города, тогда как в реальности польский король так и не сумел овладеть крепостью.
Источник:

Ответ от Наташа[гуру]
Матейко (Matejko) Ян (24.6.1838, Краков, — 1.11.1893, там же) , польский живописец. Учился в Школе изящных искусств в Кракове (1852—58), в AX в Мюнхене (1859) и Вене (1860). С 1860 работал в Кракове, где с 1873 был директором Школы изящных искусств. Писал главным образом многофигурные композиции, посвященные ключевым моментам истории Польши (чаще средневековой) , стремясь откликнуться на недавние и современные политические события. В ранних работах своекорыстной шляхте, предающей национальные интересы, Матейко Ян противопоставлял трагико-патетические образы патриотов («Станьчик» , 1862; «Проповедь Скарги» , 1864; «Рейтан» , 1866), в аллегорической форме защищал себя от нападок официальной критики («Приговор Матейке» , 1867; все — в Национальном музее, Варшава) . В его огромных, эффектно срежиссированных батальных и исторических композициях 1870—80-х годов достигнут впечатляющий драматизм действия, впрочем, нередко переходящий в чрезмерный пафос и подавляемый обилием мизансцен и историко-бытовых деталей («Баторий под Псковом» , 1871—72; «Битва под Грюнвальдом» , 1878, — обе в Национальном музее, Варшава; «Прусская дань» , 1882; «Костюшко под Рацлавицами» , 1888, — обе в Национальном музее, Краков) . В замысле некоторых поздних работ Матейко Ян проявилось некритическое отношение к прошлому страны. Матейко Ян работал также в жанрах пейзажа и портрета («Вид Бебека под Константинополем» , 1872, портрет детей художника, 1879, — оба в Львовской картинной галерее) , обращался к монументальной живописи (росписи в краковском костёле Девы Марии, 1889—91). Творчество Матейко Ян высоко ценилось такими крупными деятелями русской культуры, как В. В. Стасов, И. Е. Репин и другие.

Ответ от ~ АкваМаринка ~[гуру]
Отвечаю после Юрия Чернова, ни в коем случае не претендуя на ЛО! просто вопрос понравился) )
матейко ян Ян Алоизий Матейко (польск. Jan Matejko) — польский живописец, автор батальных и исторических полотен.
Родился 23 июня 1838 года в Кракове в доме №41 по улице Флорианьской. Был девятым ребёнком в семье, в которой всего было 11 детей. Его отец, Франтишек Матейко (ополячившийся чех, учитель музыки) , с большим уважением относился к прошлому польского народа и всеми силами стремился привить это уважение своим детям. Маленький Ян очень рано стал интересоваться историей.
Учился в Школе изящных искусств в Кракове (1852—1858), Академии художеств в Мюнхене (1859) и Вене (1860). В 1862 году Матейко создал первое из своих знаменитых полотен — «Станьчика» . Эту картину считают выражением «идейного кредо» художника. На ней Матейко изобразил королевского шута, сидящего в тишине роскошных палат и размышляющего о будущем страны — в одиночестве, вдали от шумного веселья придворных. Отождествляя себя со Станьчиком, в котором поляки в то время видели символ патриотизма, художник придал ему портретное сходство с самим собой. Образ Станьчика появляется и в последующих работах Матейко — «Колоколе Зигмунта» и «Прусской дани» .
Стал автором многофигурных полотен, изображающих ключевые эпизоды истории Польши, и портретов героев прошлого. матейко ян
Крещение Польши (965), Ян Матейко
Под влиянием драматических событий Матейко изменил свой прежний замысел, согласно которому он хотел посвятить все свои картины славным и наиболее памятным датам истории Речи Посполитой. В письме своему другу Исидору Яблоньскому художник писал: «Я начну с ран» . К концу апреля Матейко закончил «Проповедь Скарги» . Эта тема появлялась у Матейко еще в ранних эскизах. В образе Петра Скарги, придворного казначея короля Сигизмунда III Вазы, и в его знаменитых проповедях Матейко видел пример страстного патриотизма, столь близкого ему самому.
матейко ян Работая над «Проповедью Скарги» , Матейко отошел от того шаблона, которому обычно следовали живописцы XIX века, работавшие в историческом жанре. Художник стремился в одном отдельно взятом моменте показать развитие множества сюжетов, составивших данное историческое событие. Следуя своей идее, он поместил на огромный холст (224 х 397 см) исторических деятелей, которые в действительности никак не могли встретиться в это время в этом месте. Представленная на выставке в Париже в 1865 году «Проповедь Скарги» вызвала восторг публики и похвальные отзывы критиков, а ее автор удостоился золотой медали.
В 1869 году Матейко создал «Люблинскую унию» , а в 1871 году — знаменитого «Батория под Псковом» . В 1873 году в честь четырехсотлетия со дня рождения Николая Коперника художник написал картину под названием «Астроном Коперник, или Разговор с Богом» . Годом позже он закончил работу над полотном «Колокол Зигмунта» .
матейко ян В 1875 году художник начал писать «Битву под Грюнвальдом» . Работа над этой колоссальной картиной заняла три года.
«Грюнвальдская битва» (1878)
В последующие годы Матейко создал целый ряд картин, в том числе «Прусскую дань» и «Яна Собеского под Веной» (картина была передана Ватикану в качестве дара польского народа) . Умер Матейко 1 ноября 1893 года от преследовавшей его долгое время язвенной болезни желудка. Попрощаться с живописцем пришел весь Краков, проводив его в последний путь к месту погребения на Раковицком кладбище.

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Что известно про творчество Яна Матейко? Каким историческим персонажам посвящены его картины?
Матейко Ян на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Матейко Ян
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*