меднолит



Меднолит ру

Автор A-stra задал вопрос в разделе Другое

Что известно об истории медной (или меднолитой) пластики? и получил лучший ответ

Ответ от ~Malina~[гуру]
Меднолитая пластика — это замечательное и до конца не исследованное явление русской художественной культуры, имеющее тысячелетнюю историю. Определяющей вехой в истории медного литья стал указ Петра I от 31 января 1723 г. "О запрещении иметь в приходских церквах иконы частных лиц; также выливать и продавать в рядах священные изображения из меди и олова» Этот указ поставил под контроль производство, продажу и бытование меднолитых предметов, которые следовало употребить на церковные нужды» .
Таким образом, уже в начале XVIII в. была определена политика государственных властей по отношению к медной пластике. Именно в этих условиях, поставивших литейное дело в нелегальное положение, мастера-старообрядцы разных направлений (беспоповцы и поповцы) сумели не только сохранить древнерусские традиции, но и создать новые образцы крестов, икон и складней.
меднолит
Этот материал, неоднородный по материально-технологическим характеристикам, поражает своим многообразием, начиная от формы, иконографии, композиции и завершая декоративным убранством.
В одном из документов 1840-х гг. значится: отливные медные кресты и иконы, известные под названиями: загорских, поморских, погостских и других, из коих первые два сорта отливаются в Московской, а последние во Владимирской губернии.
Употребление сих икон и крестов, как известно, есть повсеместное по всей России, оно укоренилось с давнего времени между простым народом, не исключая и лиц православного исповедания, так что иконы сии имеются почти во всех избах и других жилищах и вывешиваются в селениях над воротами домов, на судах и проч. Сверх того, сими иконами крестьяне благословляют детей своих, отлучающихся в дальние дороги или поступающих в рекруты, и образа сии остаются потом у них на целую жизнь.. .
меднолит ру
Этот официальный документ является первой, известной нам, попыткой разобраться в медном литье, определить его разновидности и, что особенно важно, отличительные особенности каждой из приведенных групп. При характеристике предметов отмечается лучшая отделка так называемых поморских крестов и складней и низкое качество литья загарских и погостских изделий, на которых с трудом можно различить изображения.
медное литье
В старообрядческая меднолитая пластика различалась по категориям, включающим в свое определение место происхождения и производства. Каждая из названных разновидностей имела существенные отличия, касающиеся не только качества литья, но, прежде всего, иконографии и, следовательно, бытования среди разных групп населения.
Так, поморское литье получило распрострраспространение среди старообрядцев-беспоповцев (поморцев, федосеевцев, филипповцев) , не признающих священства, а гуслицкое почиталось старообрядцами-поповцами.
Источник:

Ответ от Мистерия[гуру]
Меднолитая пластика – кресты, иконы, складни – это крупное национальное явление русской художественной культуры. Русская медная пластика отражает 1000-летнюю историю народа, ее первые дошедшие до нас образцы восходят к XI в. Но ее серьезное изучение началось сравнительно недавно.
В XIX в. попытки атрибуции медных икон и крестов оставались на уровне личного опыта собирателя. Большая заслуга ученых и коллекционеров XIX – н. XX вв. Н. В. Покровского, Б. И. и В. Н. Ханенко, А. С. Уварова и других состояла в выявлении и публикации нескольких тысяч изделий так называемой "медницы", составившие источниковедческую базу.
В первой половине XX в. изучение продолжили крупные знатоки медного литья Н. Ф. Романченко, В. Г. Дружинин, Ф. А. Каликин. Но, как правило, у них сохранялся интуитивный подход к предмету. До сих пор еще не существует единой методики атрибуции памятников медного литья.
Для меднолитых изделий характерны лицевые рельефные изображения, большое разнообразие композиционных форм и иконографических типов. Красота и дешевизна материала, податливость в обработке способствовали ее массовому распространению и бытованию преимущественно в низовых слоях населения: среди крестьян, торгового люда, городских жителей. О значении медных икон и крестов известный филолог и искусствовед XIX в. Ф. И. Буслаев писал: «Это были святыни самые удобные для перенесения, прочные и дешевые, потому они доселе в большом употреблении в простом народе, особенно у раскольников».
После указа Синода 1722 года «О воспрещении употреблять в церквах и частных домах резные и отливные иконы» медное литье стало фактически нелегальным. С этого времени Православная церковь мало обращалась к производству этих форм, однако медное литье продолжало существовать у старообрядцев, которые особо почитали и ценили его как прошедшее «огненное крещение».

Ответ от Белоснежка[гуру]
С принятием христианства на Руси появляется большое количество церковных предметов.
Наиболее многочисленную группу среди них составляют меднолитые изделия, что объясняется простотой технологии, сравнительной дешевизной материала и широким спросом населения на подобные вещи.
Если классифицировать памятники медного художественного литья по группам, то среди них выделяются следующие типы отливок:
кресты-тельники (от трех- до двенадцатиконечных) ;
иконки-привески различных форм (круглые, квадратные, прямоугольные и фигурные) ;
кресты нагрудные, среди которых вычленяются отдельные типы:
а) энколпионы, двухстворчатые, с подвижным оглавием,
б) двухсторонние (иногда получающиеся при совмещении створок энколпиона) ,
в) односторонние, как правило, с фиксированным оглавием;
Киотный крест из Херсонесского музея и русские меднолитые поклонные кресты XII–XIV вв.
кресты напрестольные, обычно восьмиконечные (реже — шестиконечные)
змеевики, с изображением на лицевой стороне христианского образа, на обороте — личины в окружении змей либо змееногой фигуры;
иконки-образки, имеющие, как и кресты, несколько категорий:
а) энколпии — двухстворчатые с подвижным оглавием (наиболее характерны для Новгорода) ,
б) двухсторонние с подвижным и неподвижным оглавием,
в) односторонние с ушком для подвешивания — самая распространенная категория;
панагии, двухстворчатые, путные, с подвижным или фиксированным оглавием;
складни (от двух- до четырехстворчатых) ;
наугольники евангелий, а также матрицы для них;
Например, меднолитое кадило VII в. из раскопок в Херсонесе (ГЭ инв. 1820/1); бронзовая кацея XI–XII вв. (ХМ инв. 27/36–505) и др.
хоросы, составленные из отдельных меднолитых ажурных пластин и рельефных фигурок, в дальнейшем монтирующихся на основу;
богослужебные предметы.
предметы меднолитой мелкой пластики исключительно личного предназначения:
КРЕСТЫ НАТЕЛЬНЫЕ, ЗМЕЕВИКИ, ИКОНЫ, ПАНАГЕИ.
В целом, рассмотренные категории меднолитой мелкой пластики имеют много общих черт.
Прежде всего, это касается их использования в качестве путных предметов, обладающих охранительной функцией, что отличает их от меднолитых изделий церковного назначения.
Употребление их в качестве оберегов обусловило и основной иконографический состав представленных на них святых.

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Что известно об истории медной (или меднолитой) пластики?
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*