система и метод гегеля
Автор Natalimo задал вопрос в разделе Образование
системный метод гегеля и получил лучший ответ
Ответ от Андрей[гуру]
ГЕГЕЛЬ - (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (род. 27 авг. 1770, Штуттгарт — ум. 14 нояб. 1831, Берлин, во время холеры) — выдающийся нем. философ; в 1788—1793 изучал в Тюбингенском ин-те философию и теологию, в 1800—1807 был профессором в Йене, в 1815—1818 — в Гейдельберге и с 1818 — в Берлине; наряду с этим с 1807 он был сотрудником газеты в Бамберге, а в 1808 — 1815 — ректором привилегированной гимназии в Нюрнберге. Свою весьма своеобразную философию Гегель считает завершением всей западной истории философии. Его систему можно в известном смысле охарактеризовать как синтез греч. философии и христ. субъективизма (Кронер) . Абсолют, по Гегелю, должен мыслиться не только как субстанция (Спиноза) , но и как субъект (Фихте, Шеллинг) . Гегелевскую систему можно считать завершением философии Нового времени. По Гегелю, философия имеет тот же предмет, что и религия, — абсолют. Абсолют — Бог — есть все во всем, но лишь в чистом мышлении он выступает в своей адекватной форме. «Абсолютное знание» , т. е. философия, нашедшая свое завершение в системе Гегеля, является поэтому «самосознанием Бога» в человеке; но сущность Бога — т. к. он является духом — есть не что иное, как именно такое самосознание, мышление мышления. Система Гегеля состоит из трех частей: логики (онтологии) , рассматривающей бытие Бога до сотворения мира; натурфилософии, имеющей содержанием отчуждение Бога в материальном мире, и философии духа, изображающей возвращение Бога из своего творения к самому себе (к мышлению самого себя) в человеческом духе. В конце снова оказывается логика — на этот раз, однако, совершаемая Богом в человеке, но не отличающаяся тем не менее по содержанию от первой. Развитие (чисто идеальное по своей природе) совершается благодаря тому, что чисто внутреннее содержание божественного мышления облекается в совершенно неадекватную ему форму материальной природы и, т. о. , создает чудовищное противоречие. Принцип диалектического развития (см. Диалектика) — это движение, являющееся результатом противоречия. Уже в природе имеет место постепенное «погружение-в-себя» внешнего, но подлинное «возвращение» духа из его «инобытия» (т. е. природы) совершается только в человеке. Человек, существующий сначала только в сфере природно-душевного (антропология) , на ступени «являющегося сознания» (феноменология) отрывается от своего непосредственного наличного бытия и становится в противоположность к нему, пока он как духовная сущность (субъективный дух) не познает свою собственную духовную субстанцию как идентичную со своим осознанным (мыслящим и волящим) содержанием. Такую же эволюцию совершают образования «объективного духа» , т. е. формы, созданные человеческим обществом (право, мораль, нравственность) . Здесь, так же как и везде, третья ступень является синтезом обеих первых, относящихся друг к другу как антитезы. В конкретной нравственности (семье, обществе и государстве) решающим моментом является единство правового содержания и морального убеждения. Это единство достигает в государстве своей высшей формы, ибо Бог есть единство субъективности и объективности (субъекта и субстанции) . Над образованиями объективного духа стоят три формы «абсолютного духа» , т. е. созерцания, представления и знания абсолютного тождества субстанции и субъекта. В искусстве это единство только «созерцается» , идеальное (идейное) просвечивает сквозь материю, в религии это единство «представляется» в лице потусторонней личности, которая есть одновременно Бог (т. е. мышление мышления) и человек (т. е. чувственное наличное бытие) ; только в абсолютном знании это единство познается как полное тождество субъективного (божественного) духа, только здесь достигается цель — возвышение конечной сущности человека к бесконечному. Это единение с божественным нусом есть мистическая цель гегелевской философии. Но наибольшее влияние Гегель оказал в области философии государства и философии истории. Общая мировая история рассматривается им как процесс самосознания мир