Автор Друг №1 задал вопрос в разделе Животные, Растения
У разных народов есть животные, которые имеют статус священных, какое животное считалось священным на Руси? и получил лучший ответ
Ответ от Олег Пестряков[гуру]
Да вы что, соотечественники, своих корней не знаете? Главный славянский бог - Перун, орёл, который и в настоящее время является гербом России.
Имеет Перун и человеческое воплощение - Перун-громовержец.
Образ окружающего мира древних славян, содержит трёхчастную картину. Земля (средний мир) представлялась покоящейся на трёх головах Владыки преисподней, среди вод океана. В недрах земли, в нижнем мире горит неугасимый огонь (пекло). Небеса (Верхний мир) простираются над землёй несколькими сводами. На каждом ярусе небес пребывают разные светила и воплощения стихий. Обитель высших сил в образе мира древних славян - вечно сияющее «седьмое» небо.
В старину на Руси свято верили, что весь окружающий мир пронизан волшебством: в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает Змей, похищающий красавиц, а конь умеет говорить по-человечьи. Древние славяне поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим всё вокруг. Согласно представлениям славян, землю окружал Мировой океан - Киян, посреди которого покоится «пуп земли» - священный камень Алатырь. Чаще всего описывается, что он лежит у корней священного Мирового древа - дуба на острове Буян, в центре всего мироздания. Мировое дерево (иногда - Святые горы) древние славяне считали своеобразной осью, скрепляющей мир. В ветвях древа живут Солнце, Месяц и звёзды, у его корней - Змей. Иногда древо называют Ирий, т. е. древо блаженной страны Ир. Она лежала на юге, где зимуют птицы и живёт Весна. В самых древних представлениях славян о мире блаженный Ир помещался на дне моря. Именно там высшие силы решали судьбы людей.
Ну а какие животные были, преимущественно, тотемами наших предков, какждый из нас знает ещё из детских сказок - Серый волк, Лисица, Конёк-горбунок, Царевна-лебедь, Мишка косолапый. Медведь был тотемом Рюриковичей. Медведь - это прозвище зверя, означающее «медоед» ; в слове «берлога» сохранился и более древний корень - «бер» , т. е. «бурый» (берлога - логово бера). Довольно долго медведя чтили как священного зверя, и даже намного позднее охотники всё ещё не решались произносить и слово «медведь» , а называли его то Михайлом Потапычем, то Топтыгиным, то просто Мишкой. Даже серый заяц, утка и лягушка могли стать верным другом или подругой главному герою сказки. Поскольку представители древних родов часто отождествляли себя с тотемными животными, которые считались священными, то возможно, что происхождение сказок основывалось на каких-то реальных событиях, имевших большое значение в жизни древних славян, участие в которых принимали представители разных родов и племен. Можно даже определиться, в какой местности какие тотемы преобладали - на Урале, например, были популярны сказки про Хозяйку медной горы - королеву ящеров и змей. У поморов белый медведь - Умка. Вот так, история не умирает. А Мать-олениха скорее всего принадлежит не нам, а некоторым другим народностям, которые тысячелетиями жили рядом с нами, и в фольклоре это тоже явно прослеживается. Хотя возможно наши культуры где-то пересекались.
священная царевна-лягушка
в христианской культуре животные не носят ничего священного в себе
Православные христиане почитают святых Флора и Лавра, покровителей лошадей, 31 августа. Во многих северных районах Руси конь считался священным животным, а день памяти Флора и Лавра – «лошадиным праздником» . Коней кормили «до отвала» и ни в коем случае на них не работали, не полагалось в этот день и проводить скачки.
Коней пригоняли к церкви и окропляли святой водой. По народным приметам, если умолил Флора и Лавра – жди лошадям добра. С 31 августа начинались частые осенние утренники и первые заморозки.
Мифология славян на Руси во многом, придерживалась основных мифологических представлений древних славян (праславян) времени их единства (до кон. 1-го тыс. н. э.) .
В далёкую эпоху, когда основным занятием славян была охота, они верили, что их прародители — дикие животные. Славяне считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени было своё священное животное (тотем) .
Несколько племён своим предком считали Волка и почитали его как божество. Согласно традиции, во время зимнего солнцестояния все мужчины этих племён надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение в волков. Это означало общение со звериными предками, у которых обычно просили силы и мудрости. Волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Языческий жрец, совершавший охранительные обряды, также одевался в звериную шкуру.
Хозяином языческого леса был Медведь — самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия: с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. Вплоть до XIX в. в некоторых областях сохранялась традиция держать в доме медвежью лапу как талисман-оберег, который должен был защищать своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед. Славяне полагали, что медведь наделён большой мудростью, почти всеведением: именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречён на гибель в лесу.
Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Олениха (Лосиха) — древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. В противоположность настоящим оленихам богиня мыслилась рогатой; её рога были символом солнечных лучей. Поэтому оленьи рога считались мощным оберегом от всякой ночной нечисти и прикреплялись либо над входом в избу, либо внутри жилища. По названию рогов — «соха» — оленей и лосей часто называли сохатыми. Русские женщины уподоблялись богиням, надевая головной убор с рогами, сделанными из ткани, — кичку. Отголоском мифов о небесных Лосихах служат народные названия созвездий Большой и Малой Медведицы — Лось и Лосёнок.
Среди домашних животных славяне более других почитали Коня, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Позднее возник миф о боге Солнца, едущем по небу на колеснице. Образ Солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком — изображением одной или двух конских голов на стыке двух скатов кровли в сочетании со знаком солнца. Амулет с изображением конской головы или просто подкова, подобно другим солнечным символам, считались могучим оберегом.. .
С течением времени на смену тотемным божествам пришли боги и духи, обладающие человеческим обликом.
знамо дело, ведьмедь!
😉
В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не
земледелие, они верили, что дикие животные – их прародители. Славяне
считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У
каждого племени был свой тотем, т. е. священное животное, которому племя
поклонялось. Несколько племен своим предком считали Волка и почитали его
как божество. Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить
вслух.
Хозяином языческого леса был медведь – самый сильный зверь. Он
считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия – именно с
весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны.
Вплоть до ХХ в. многие крестьяне хранили в домах медвежью лапу как талисман-
оберег, который должен защищать своего владельца от болезней, колдовства и
всевозможных бед Славяне полагали, что медведь наделен большой мудростью,
почти всеведением: именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был
обречен на гибель в лесу.
Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Олениха
(Лосиха) – древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного
света. В противоположность настоящим оленихам богиня мыслилась рогатой, ее
рога были символом солнечных лучей. Поэтому оленьи рога считались мощным
оберегом от всякой ночной нечисти и прикреплялись либо над входом в избу,
либо внутри жилища.
Небесные богини – Оленихи – посылали на землю новорожденных оленят,
сыпавшихся, подобно дождю, из туч.
Среди домашних животных славяне более всего почитали Коня, ведь
некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в
облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Позднее
возник миф о боге солнца, едущем по небу на колеснице.
Самым грозным считался владыка подземного и подводного мира – Змей.
Змей – могучее и враждебное чудовище – встречается в мифологии практически
любого народа. Древние представления славян о Змее сохранились в сказках.
Северные славяне поклонялись Змею – владыке подземных вод – и называли
его Ящер. Святилище Ящера располагалось на болотах, берегах озер и рек.
Береговые святилища Ящера имели идеально круглую форму - как символ
совершенства, порядка противопоставлялся разрушительной силе этого бога. В
качестве жертв Ящеру кидали в болото черных кур, а также молодых девушек,
что отразилось во многих поверьях.
Все славянские племена, поклонявшиеся Ящеру, считали его поглотителем
солнца.
С переходом к земледелию многие мифы и религиозные представления
охотничьей эпохи видоизменялись или забывались, жесткость древних обрядов
смягчалась: жертвоприношение человека сменялось на жертвоприношение коня, а
позднее чучела. Славянские боги земледельческой поры более светлы и добры к
человеку.
Волк .медведь
+