танеев по прочтении псалма
Автор Оля-ля задал вопрос в разделе Другое
монументальная кантата и получил лучший ответ
Ответ от КИРДЫК[гуру]
Вторая кантата Танеева «По прочтении псалма» была создана им в конце жизни; она является как бы колоссальным творческим итогом, идейно-художественным обобщением характерных принципов его творчества. Кантата «По прочтении псалма» — монументальная циклическая форма, в которой использованы двойной хор, квартет солистов и соло меццо-сопрано. Три части кантаты делятся на три номера каждая. Содержание музыки отражает образы текста, положенного в основу кантаты (стихи поэта Хомякова) .
Образы мироздания даны в кантате в величественно-грандиозном плане; все развитие музыки ведет к утверждению светлых человеческих чувств: чистоты сердца, воли к борьбе, любви, дружбы и справедливости. Несколько абстрактый текст в музыке Танеева приобрел конкретные черты. В ших хорах Танеев рисует земные недра, в которых рвется и кипит расплавленный металл, небо, усеянное звездами, ухающие цветами сады и т. п. Кантата по «Прочтении псалма» отличается исключительным мастерством, в частности полифоническим; двойные фуги, тройная фуга, полифон екая сложность заключительного хора — все это выполнено с виртуозным применением искусства контрапункта. «По прочтении псалма» можно с полным основанием считать канта той, приближающейся к типу «кантаты-симфонии» . Своеобразной подготовкой к созданию кантаты «По прочтении псалма» была работа Танеева над серией хоров ( сопровождения: двенадцать хоров на слова Полонского соч. 27 (1909) и шестнадцать хоров на слова Бальмонта ор. 35(1911 —1912). Кроме этих опусов существует еще несколько хоров Танеева, написанных им в более ранний период творчества 1.
Хоры Танеева разнообразны. Некоторые из них по размерам сложности построения приближаются к кантатам, дру-гие имеют более камерный характер. Тексты, выбранные композитором, свидетельствуют о склонности к философской лирике; видное место занимают стихотворения, живописующие природу. Танеев глубоко любил природу и, в особенности, русскую. «Подобно Вам, — писал он Чайковскому, — я питаю самую нежную любовь к природе в том виде, в каком представляется нам в наших деревнях» 2. Образы природы отражены в хорах «Вечер» , «Посмотри, какая мгла» , «По горам две хмурых тучи» и во многих других. Хоры «Звезда» , могиле» , «Прометей» представляют собой образцы филосовской лирики. Содержание поэтического текста оказало редственное влияние на музыку. Некоторые хоры ярко картинны, красочны. Например, хор «В дни, когда над сонным морем» состоит из двух контрастирующих друг другу картин: тихого моря и бурного моря.
В хорах ор. 27 Танеев свободно пользуется различными приемами хорового письма, сочетая развитой полифонический стиль с аккордовым изложением и часто пользуясь гармонической фактурой с развитыми голосами. Полифонические приемы в хорах Танеева очень разнообразны — от тройной фуги (в хоре «Прометей» ) до простых имитаций. Иногда полифонические приемы служат целям изобразительности. В двойном хоре «По горам две хмурых тучи» образ ползущих облаков создается при помощи имитационного проведения в разных голосах волнообразной мелодической фразы, и т. п. Интересно применение полифонии в хоре «Прометей» , оно опре-деляется задачами образно-поэтического выражения. В энер-гичной, напряженно звучащей тройной фуге (с одновремен-экспозицией тем) создаются образы гнева, смятения и возмущения богов, борющихся с Прометеем. Идея света, разума, воплощенная в образе Прометея, раскрывается в эпизодах спокойного аккордового склада, противостоящих «фуге богов» :
Циклы хоров Танеева безусловно являются «высшим достижением классического стиля русской светской хоровой культуры дореволюционной эпохи, — пишет академик