символические образы в романе преступление и наказание
Автор Ѐост Левченко задал вопрос в разделе Домашние задания
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» . Символические образы в романе. и получил лучший ответ
Ответ от Людмила Шепелева[гуру]
Весь роман - сплошные символы. Соня Мармеладова — символ жертвы во имя любви, символ надежды, веры, сочувствия. София есть душа и совесть человечества.
Символические детали.
Нательный крест. В момент, когда процентщицу настигло ее крестное
страдание, у нее на шее вместе с туго набитым кошельком висели "Сонин
образок", "Лизаветин медный крест и крестик из кипариса".
Кипарисовый крест Раскольникова означает не просто страдания, а Распятие. Такими символическими деталями в романе являются икона, Евангелие.
Религиозный символизм заметен также в именах собственных: Соня
(София) , Раскольников (раскол) , Капернаумов (город, в котором Христос
творил чудеса) ; Марфа Петровна (притча о Марфе и Марии) , в числах: "тридцать целковых", "тридцать копеек", Число 7 . Роман имеет 7 частей: 6 частей и эпилог. Роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека. Поэтому, “посылая” Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, ведь он разрывает этот союз. Число 4 “Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре стороны”.Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т. е. через четыре дня после его нравственной смерти.
.Петербург в романе — символический образ города-мира. города-преступника, города-“блудницы”. Проблема преступления и наказания становится проблемой не только отдельного человека, но и мира в целом.
Лестница и порог. Его «путь» – это буквально путь «вверх» и «вниз» по лестнице добра и зла. «Верх, низ, лестница, порог, прихожая, площадка получают значение «точки» , где совершается кризис, неожиданный перелом судьбы, где принимаются решения, переступают запретную черту, обновляются или гибнут» . Раскольников, в сущности, живет на пороге: его узкая комната выходит прямо на площадку лестницы, и дверь свою, даже уходя, он не запирает (незамкнутое внутреннее пространство) . В этой комнате – «гробу» нельзя жить биографической жизнью, - здесь можно только переживать кризис, умирать или возрождаться .
На пороге, в проходной комнате, выходящей прямо на лестницу, живет и семья Мармеладова. У порога убитой им старухи переживает Раскольников страшные минуты, когда по другую сторону двери, на площадке лестницы стоят пришедшие к ней посетители и дергают звонок. Сюда он опять приходит и сам звонит в звонок, чтобы снова пережить эти мгновения. На пороге в коридоре происходит сцена полупризнания Разумихину, без слов, одними взглядами. На пороге происходят его беседы с Соней, а по другую сторону дверей их подслушивает Свидригайлов.
Солнце всегда у Достоевского – символ «живой жизни» , символ воскресения героя. Порфирий Петрович говорит ему: «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем» . И в эпилоге романа, когда Раскольникова воскресила любовь Сони, он услышал песню «в облитой солнцем необозримой степи» .
Мост. На мосту, словно на границе жизни и смерти, Раскольников то погибает, то оживает
Вступив на мост после страшного сна на Васильевском острове, он вдруг ощущает, что свободен от мучивших его в последнее время чар.
Полный сил и энергии после игры в “кошки-мышки” с Заметовым, он ступает на мост, его охватывает полнейшая апатия… ”
Переходит он мост и тогда, когда идёт признаваться в убийстве. Мост – это своего рода Лета (В мифологии река мёртвых). Множество раз Раскольников пересекает Неву – как своего рода Лету – и всякий раз Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход.
Слово «желтый» - символ нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности, печали
Преступление и наказание. Чем похожи Соня и Раскольников??
Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Любовь Сони возродила Родиона, воскресила
подробнее...
Какое значение имеет цветовая символика в романе Преступление и наказаниеКакие эпизоды романа могут это иллюстрировать?
Все уровни организации художественного текста “Преступления и наказания” подчинены стержневой мысли
подробнее...
Сочинение: Чем похожи Раскольников И соня?
Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Любовь Сони возродила Родиона, воскресила
подробнее...
портрет сони мармеладовой в преступлении и наказании
Соня Мармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина Татьяна Ларина. Любовь автора
подробнее...
вопросы" роль библейских мотивов" в романе "преступление и наказание"
«Преступление и наказание» - один из идеологических романов Ф. Достоевского - пронизанный идеями
подробнее...
достоевский "преступление и наказание" Композиция романа и христианские мотивы
В “Преступлении и наказании” нашло отражение сложное время — 60-е годы XIX столетия. Передовые люди
подробнее...
Зачем Достоевскому такой персонаж как Разумихин ( в "Преступлении и наказании")?
Любой второстепенный персонаж знаменитого романа Ф. М. Достоевского - идеологический союзник или
подробнее...
Подскажите пожалуйста пример самопожертвования в литературе (только Данко в пример не приводить)
тема подвига и самопожертвования в русской литературе.
Подвиг, самопожертвование могут
подробнее...
помогите с кратким рассказом о Родионе Раскольникове с Соней Мармеладовой? ("Преступление и наказание")
Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя романа, предстающие как два встречных
подробнее...
Православие у Достоевского!!
Вот здесь , думаю что для вашего реферата может пригодиться.. .
Любите человека и во грехе
подробнее...
Первый сон Раскольникова и его смысл?
Раскольникову снится его детство, еще в родном городке. Он гуляет с отцом и проходит мимо кабака,
подробнее...