Автор Настя Цыганкова задал вопрос в разделе Архитектура, Скульптура
Описание или какие-либо сведенья о надгробии М. П. Собакиной (скульптор-Мартос Иван) и получил лучший ответ
Ответ от Slabenko alexandr[гуру]
Иван Петрович Мартос родился в 1754 году на Украине, в местечке Ичня Черниговской губернии, в семье обедневшего помещика, отставного корнета.
В десять лет Ивана отправили в Петербургскую академию художеств. Здесь он провел девять лет. Учился Мартос первоначально в классе орнаментальной скульптуры у Луи Роллана. Затем его воспитанием занялся Никола Жилле, замечательный педагог, воспитавший крупнейших русских ваятелей.
Скульптор обращается к портретным изображениям. Они являются неизменным компонентом созданных им надгробий. В этих работах Мартос показал себя интересным и своеобразным мастером скульптурного портрета. Надгробия для Мартоса стали главной сферой его деятельности на многие годы. Двадцать лет жизни художник посвящает почти исключительно им.
В 1782 году Мартос создает два замечательных надгробия — С. С. Волконской и М. П. Собакиной. Оба они исполнены в характере античной надгробной стелы — мраморной плиты с барельефным изображением. Эти произведения Мартоса — подлинные жемчужины русской мемориальной пластики XVIII столетия.
«Тем же настроением, той же философией проникнуто и надгробие М. П. Собакиной, — пишет А. Каганович. — Но здесь Мартос дает более развернутое, более многогранное решение основной мысли. Скульптор вводит элементы большей конкретности и повествовательности: саркофаг с лежащими на нем розами, фамильные гербы Собакиных, портрет
умершей. Одновременно усиливается символика образов. Появляется мотив усеченной пирамиды. Ее форма, растущая вверх, обрезанная, незавершенная — образ прерванной в своем развитии жизни. Однако спокойные и ясные очертания пирамиды, ее соразмерность с прямоугольником всей плиты, ровная линия среза (не слома) создают ощущение гармонической завершенности формы, ее естественности и закономерности.
Смерть предстает в облике прекрасного юноши — гения смерти. Погасив горящий факел — символ жизни человека, он в глубокой печали обращается к портрету умершей. Его тело полно силы и красоты молодости. В изгибе фигуры, в сильном ракурсе закинутой головы — застывшее рыдание. Жизнь и смерть сливаются в единый гармонический образ, в котором страдание не нарушает ощущения разумности и непреложности законов бытия. В нем одновременно заключено сильное движение и мягкая расслабленность, порыв и покой.
Совершенное чувство пропорций, классическая ясность композиции, певучесть линий, нежность белого мрамора роднит это создание Марто- са с прозрачными и светлыми мелодиями Моцарта. Чувство просветленной скорби, словно музыкальная тема, варьируется в различных образах. Взволнованно звучит она в фигуре гения смерти, тихо и элегично — в юной плакальщице. В портрете Собакиной, тонко, почти графически намеченном низким рельефом, едва выступающим из плоскости мраморной плиты, тема скорби находит свое успокоение. Строгая линия овала, отвлеченная плоскость пирамиды отдаляют молодую женщину от конкретного окружения, словно возносят в мир иных чувств. На устах ее легкая улыбка, во всем облике — спокойствие и ясность.
Венчая группу, портрет Собакиной придает произведению завершенность, вносит ощущение строгого покоя и гармонии».
И. П. Мартос. Надгробие М. П. Собакиной. Мрамор. 1782. Научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева. Москва.
Источник:
мартос