Автор Елизавета задал вопрос в разделе Другое
1.Верны ли суждения о нации? и получил лучший ответ
Ответ от Ёветлана Забелевская[гуру]
А) .Нация является высшей формой этноса
Между понятиями «этнос» и «нация» часто ставится знак равенства. В отечественной литературе, посвященной этому вопросу, обычно уточняли, что нация есть не просто этнос, а высшая его форма, пришедшая на смену народности
Тем не менее, некоторые исследователи четко формулируют отличия нации от этноса, указывая на разную природу происхождения понятий «этнос» и «нация». Так, для этноса, по их мнению, характерна надындивидуальность и устойчивость, повторяемость культурных образцов. В противоположность этому, для нации определяющим становится процесс собственного осознания на основе синтеза традиционных и новых элементов, и собственно этнические идентификационные критерии (язык, быт и пр.) принадлежности отходят на второй план. У нации на первый план выходят те аспекты, которые обеспечивают надэтничность, синтез этнических, межэтнических и иноэтнических компонентов (политическая, религиозная и др.)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Нация
Нация предполагает опыт государственно-правового строительства, что составляет уже не просто нравы и обычаи, а государственное право и систематизированную нравственность. Необходимая предпосылка нации - развитая культура.
Основа этноса - фольклорно-этнографическая, основа нации - развернутый культурный принцип. Если в первом случае отношения между людьми регулируются посредством обычаев, традиций, то во втором случае посредством государственно-правовых норм. Нация полиэтнична.
Нация, в отличие от этноса, - это то, что существует не в человеке, а вне человека, что дано ему не фактом его рождения, а собственными усилиями и личным выбором. Если в принадлежности к этносу у индивидуума нет никакой личной заслуги, т.к. этнос он не выбирает, то нацию можно выбрать. Нацию можно также сменить.
В любом случае этническая принадлежность еще не характеризует принадлежность к той или иной нации. Можно быть украинцем по своему этническому происхождению и считать себя принадлежащим к американской нации. Нация - это государственная, социальная, культурная принадлежность индивида, а не его антропологическая и этническая определенность
http://nicbar.narod.ru/statia40.htm
Б) .Hация как согражданство представляет собой сообщество граждан государства.
Французский философ Жак Деррида предложил отказаться от термина «нация» в его этническом значении и сохранить то его значение, которое принято в мировой научной литературе и международной политической практике, то есть нация - это совокупность граждан одного государства. В понятии «нация», по его мнению, объединяются все люди, проживающие на данной территории, признанные гражданами расположенного на ней государства и считающие себя таковыми. Против понимания нации как согражданства выступают иногда представители национальных меньшинств. С их точки зрения, только «собственные» национально-территориальные образования предохранят этнические меньшинства от утраты их прав и культуры.
http://nicbar.narod.ru/statia40.htm
Представление о нации как о согражданстве поддерживается далеко не всеми. Противники и сторонники такого подхода есть и в республиках, и в Центре. Критика шла и идет до сих пор как со стороны философов, государствоведов, так и со стороны традиционных разработчиков теории этноса - этнологов.
Многие государствоведы и философы отстаивают прежние историко-стадиальные представления о нации как высшей форме этнической общности, сложившейся в период становления капитализма на основе экономических связей, единства территории, языка, особенностей культуры и психики. Сторонники этой Позиции считают, что сохранение национальной государственности есть демократический способ решения национального вопроса
Две трактовки нации: нация - согражданство и этнонация (убрать пробелы в ссылке)
http:// society. polbu.r u/arutynyan_ ethnosociology/ch07 _all.html