не по сеньке шапка



Не по сеньке шапка значение пословицы

Автор Елена задал вопрос в разделе Школы

Что означает пословица *По Сеньке и шапка*? и получил лучший ответ

Ответ от Ѐехтин[гуру]
Шапка была символом определенного социального слоя. Думается поэтому в помещении, в гостях, на приемах и даже перед государем шапки не снимали. Чем выше была она, тем знатнее был носивший ее боярин. Такое значение шапки и в настоящее время сохраняется в пословице - «По Сеньке и шапка» .
Высокие шапки означали знатность породы и сана. Приходя домой, дорогую шапку не бросали, а надевали на специальное приспособление. Оно называлось болванец. Делали его из мягкого дерева - липы или набивали опилками оболочку из ткани. В XV-XVII вв. русские шапки знати были четырех видов. Богатые люди, следуя восточным обычаям, дома на бритую голову надевали маленькую расшитую золотом и жемчугом бархатную шапочку типа тюбетейки. Она называлась тафъей или скуфьей (первый вид шапки). Носили такие шапочки дома, но и не снимали даже в церкви. Второй вид шапки - уже известный и ранее остроконечный колпак. Богатые люди носили колпаки из атласа, обычно белого, с пристегнутым околышем, унизанным жемчугом, золотыми пуговками и драгоценными камнями. На передней стороне колпака прикалывали золотую запону. Зимой колпаки подбивали мехом, который заворачивался кверху и наружу широкой полосой, делали с продольными разрезами спереди и сзади, которые окаймлялись жемчужными нитями и застегивались пуговками. Разновидностью колпака была шапка, которая отличалась от него совсем небольшими загнутыми вверх полями. Третий вид шапки - четырехугольная низкая шапка с меховым околышем из черной лисицы, соболя или бобра. Летом этот околыш пристегивался для красоты, а зимой вся шапка была подбита мехом и хлопчатобумажной тканью. На шапке делали такие же разрезы, как и на колпаке. Верхушка ее была из вишневого, зеленого, червленого или черного сукна. Такие шапки носили бояре, дворяне, дьяки. Мурмолка была похожа на предыдущую шапку, но повыше, с плоской тульей, несколько расширяющейся к голове. Вместо околыша шапка имела меховую лопасть в виде отворотов, которые спереди у тульи пристегивались в двух местах пуговицами. Четвертый вид шапки - так называемые горлатные шапки, исключительная принадлежность князей и бояр. Горлатные шапки были высотою в целый локоть, составляли полную противоположность колпакам, вверху они были шире, а книзу уже. Назывались они так потому, что делались из лучших мехов горла животных. Высокий верх тоже был из меха куницы или чернобурой лисицы. Спереди на шапке делали разрез, окаймленный вдоль образцами или плащами. На одной стороне разреза нашивали петли, изображающие какую-либо фигуру - змейку или львиную голову, а на другой - золотые пуговицы. Петли и пуговицы украшали жемчугом и камнями. Верх горлатной шапки отделывался золотой, серебряной или жемчужной кистью. Посадский житель, как бы он не оделся великолепно, не смел надеть высокой шапки. Даже высота колпака соизмерялась со знатностью ее владельца. Колпаки бедняков и средних слоев изготавливали из толстого сукна — поярка или белого войлока, отделывали овчиной или недорогим мехом. Колпаки были с узкими полями и высокой слегка суживающейся кверху тульей и прямым круглым донцем. Название «колпак» появилось лишь в XVII в. , а до этого времени валяные высокие колпаки с околышем называли валенками. В народной среде были и грешневики - плетеные или войлочные шапки с круглой и плоской тульей. Крестьяне и ремесленники носили также зимой меховые треухи и малахаи. Они были со стоячим меховым козырем спереди и спускающейся или отворачивающейся вниз задней частью. Похожи эти шапки на современные ушанки. Интересно то, что богатые люди в старину не надевали перчаток, рукавиц. Их заменяли длинные рукава одежд. Персчатые рукавицы носили цари, царицы и их окружение. Они были оторочены бобровым мехом. Рукавицы, в основном, носили простые люди. Их делали из овчины или овечьей шерсти и называли варегами. Видимо, от этого слова произошло и современное - варежки. Более зажиточные люди шили себе суконные вареги на меху
Источник:

Ответ от Ольга Фадеева[гуру]
каждому человеку свое

Ответ от Ўнона[гуру]
Знатность рода бояр в старой Руси можно было легко установить по высоте их меховых «горлатных» (горлатными они назывались потому, что мех для них брался с горла убитого зверя) шапок. Чем знатней и сановней был вельможа, тем выше вздымалась над его головой такая шапка.
Простой народ не имел права (да и средств) на ношение этих роскошных шапок из куньего, бобрового или собольего меха. Отсюда и родились пословицы: «По Сеньке и шапка» или «По Ерёме и колпак» , то есть: каждому честь по заслу­гам.

Ответ от Ольга Круглова[новичек]
Слой шапки в старину

Ответ от Ѝдуард Аминев[новичек]
Не по Хуану сомбреро.

Ответ от Ѝмиль максудов[новичек]
По Сеньке и шапка
Знатность рода бояр в старой Руси можно было легко установить по высоте их меховых «горлатных» (горлатными они назывались потому, что мех для них брался с горла убитого зверя) шапок. Чем знатней и сановней был вельможа, тем выше вздымалась над его головой такая шапка. Простой народ не имел права (да и средств) на ношение этих роскошных шапок из куньего, бобрового или собольего меха. Отсюда и родились пословицы: «По Сеньке и шапка» или «По Ерёме и колпак», то есть: каждому честь по заслугам.

Ответ от Алла Железняк[новичек]
спасибо на этом сайте я всегда нахожу вравильный ответ

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что означает пословица *По Сеньке и шапка*?
спросили в Другое Боярские
Русские боярские шапки...
В старину мужские шапки делали с бархатным верхом яркого цвета конической или округлой формы, но
подробнее...

Объясните значение фразеологизмов
1."По Сеньке и шапка"

Знатность рода бояр в старой Руси можно было легко установить по
подробнее...
спросили в Философия
"Шапочный разбор"...откуда произошло, как и что обозначает этот фразеологизм??
Есть две версии:

1. К ШАПОЧHОМУ РАЗБОРУ (прийти, поспеть) . Поздно, к самомy концy
подробнее...
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*