Ересь нестория
Автор Proclus Africanus задал вопрос в разделе Религия, Вера
В чем суть ереси Нестория? и получил лучший ответ
Ответ от Евгений Холодов[гуру]
Несторианство можно расценивать и как реакцию на учение Аполлинария, так как с критикой его доктрины активно выступил знаменитый антиохийский богослов Диодор Тарсийский и его ученик Феодор Мопсуестийский. Направленность мысли последних приобрело диаметрально противоположную линию. Но вывел в массы эту линию Несторий, восседавший на Константинопольской кафедре. Несторий, опираясь на учение Диодора, Феодора, учил, что во Христе мы должны различать две природы с их ипостасями, которые соединились в одном Лице единения. Следовательно, иная природа и ипостась Бога и иная природа и ипостась у человека Христа. Каким образом Христос Божий Сын мог терпеть уничижения, страдать, алкать и жаждать, возрастать и т. д. Конечно же Бог не мог страдать, значит все это он претерпевал в Своей человеческой природе. Следовательно, естества во Христе должны различаться, а природа не может существовать без ипостаси («нет природы безипостасной») , следовательно, если мы признаем во Христе две, существенно различные природы – Бога и человека, то должны говорить и о двух ипостасях – Бога и человека, которые сочетались в «Лице единения» , общем просопон [Это существенная часть христологии Нестория, которая требует пояснения. Для Нестория природа не может существовать без ипостаси, т. к. ипостась – есть реализация природы (стандартная филосовская схема) . Поэтому Несторий придерживался формулы «две природы, одно лицо (προσωπον)». Термин просопон мог пониматься, как синоним ипостаси, но он мог пониматься и шире, чем ипостась, которая для Нестория не оставляла сомнений, что их две, т. к. и природы две. Просопон же мог пониматься и как внешняя оболочка. Чтоб объяснить соединение природ Несторий предлагал термин просопон единения. Как пишет А. Грилльмайер (Grillmeier), просопон – это явленность, это то, каким образом что-либо представляется видимым. Термином προσωπον «Несторий объединяет все характеристики, особенности (ιδιόματα), физическую явленность и состояние, моральное отношение, духовные действия и функции и, наконец, реакции, которые они вызывают в человеке» . Grillmeier, 1965. – P. 385. Каждая природа имеет свое προσωπον, она уникальна для конкретной и частной данности природы. Т. е. она должна быть тождественна термину υποστασις. Так оно и было для св. Кирилла и для Нестория. Но Несторий признавал во Христе две природы и две ипостаси, но в сложном Лице единства. «Общее просопон двух природ – это Христос» (LH. – P. 282). Таким образом, как замечает прп. Иустин (Попович) , в этом единстве естества остаются тем, чем они являются, но образуют из себя «лицо соединения» , «которое не есть ни Лицо Слова, ни лицо человека, а лицо комбинированное, сложенное из обоих лиц» . Попович, 2006. – С. 479. Из этого выходит, что естества остаются в своих ипостасях и лицах, в своих естествах, но проявляются и в общем «лице единения».] . То, к чему причастно человечество, к этому не было причастно Божество. Божество и человечество Христа, каждое имело свою природу, ипостась, волю, действие. Божество и человечество во Христе не были соединены, но оставались каждая в своем состоянии, сочетавшись (συνάφεια), как бы в каком-то «моральном союзе» . Поэтому Несторий даже считал, что Христос принес для искупления Свое человеческое естество, т. е. свою человеческую природу, отдал в жертву за грех Своему Божеству (10-й анаф. свт. Кирилла) . «Ясно, - говорит Несторий, - что Сын Давидов не был Богом Словом. Воплощенный Бог не умер, но воскресло то, в чем Он был воплощен. Прочитай весь Новый Завет, и там ты нигде не найдешь того, чтобы смерть приписывалась Богу; она усвояется Христу, или Сыну, или Господу»
С точки зрения христианства ересью является то, что он учил, что божество и человечество в Иисусе Христе суть два совершенно отдельно и самостоятельно существующих естества, т. е. от плоти может родиться только плоть, и Бог, как чистый дух, не мог быть рожден женщиной, создание не могло родить Создателя.
Таким образом, Мария родила только человека, в котором воплотилось Слово, т. е. , она родила человеческое орудие нашего спасения.
Он отделил котлеты от мух и получил по полной программе
Ересь (от Греч. слова αιρεσεως; отделение, разделение, секта; Деян 5:17, 2Пет 2:1, Тит 3:10) — по учению Православной церкви состоит в том, когда люди к учению веры примешивают мнения, противные Божественной истине: таково например было ложное учение Ария, который нечестиво мыслил о Сыне Божием, Македония, мыслившего нечестиво о Св. Духе, Нестория, Симона волхва почитаемого вообще патриархом Гностиков, иконоборцев, монофезитов и многих других еретиков. Впрочем слово ересь вообще имеет обширное значение, но всегда почти принимается в дурном смысле, именно: оно означает религиозные партии между Иудеями, как например фарисеев и саддукеев (Деян 5:17, 15:5, 26:5), то различные религиозные партии в Христианском обществе (1Кор 11:19, Гал 5:20), то ереси в собственном смысле, т. е. произвольные извращения христианской истины (2Пет 2:1), Известнейшие ереси в Русской церкви были следующие: Богомилов (в Х веке). Волхвов (в XII веке) , Стригольников (в XIII веке) , Жидовствующих (в XV веке) , Бакшина и Косого (в XVI веке). Старообрядчество и Раскол с его различными ветвями (в XVII в.) , Тверитинова ересь. Бегунов, Хлыстов и др. (XVIII в.) , Скопцов, Молокан, Штундистов, Пашковцев и др. (XVIII, XIX в. )
III Вселенский Собор был созван в 431 г. в Ефесе при императоре Феодосии II. В соборных деяниях участвовало 200 Отцов, в основном восточных. Римского епископа Целестина представляли легаты. Председательствовал на Соборе Александрийский архиепископ св. Кирилл. Отцы Ефесского Собора осудили христологическую ересь Нестория.
Собор издал и несколько дисциплинарных постановлений, из которых впоследствии было составлено 8 канонов. В канонические сборники, в том числе в "Книгу правил", включается и Послание III Собора "к священному Собору Памфилийскому о Евстафии, бывшем их митрополите".
Первые 6 канонов Ефесского Собора предусматривают прещения для епископов и клириков, приверженных ереси Нестория, а в 7 правиле говорится о том, как следует хранить неповрежденной никейскую веру.
В изложении Аристина это пространное правило имеет такой вид: "Епископ, проповедующий другую веру, кроме Никейской, лишается епископства, а мирянин изгоняется из Церкви. Тот, кто, кроме веры, составленной Святыми Отцами, собравшимися в Никее, предлагает иной нечестивый символ на развращение и на пагубу обращающихся к познанию истины из эллинства или иудейства или от какой бы то ни было ереси, если мирянин, должен быть предан анафеме, а если епископ или клирик, должен быть лишен епископства и служения в клире".Впоследствии этот канон использовался православными полемистами против латинского искажения Никеоцареградского символа добавлением в него filioque. По словам епископа Петра Л'Юилье, впервые этот аргумент был выставлен на Ферраро-Флорентийском Соборе в 1438 г. св. Марком Ефесским. Епископ Петр не склонен интерпретировать это правило как абсолютный запрет всяких изменений в Символе. Он пишет по этому поводу: "Можно, разумеется, сожалеть о добавлении, сделанном к тексту Символа на Западе, однако совершенно невозможно в осуждении этого добавления ссылаться на правило 7 Ефесского Собора, составители которого имели в виду не какое-нибудь добавление, а составление иной формулы" Наконец, последнее, 8 правило Собора утверждает автокефалию Кипрской Церкви, которая оспаривалась Антиохийской кафедрой, притязавшей на юрисдикцию над Кипром.
В канонические сборники Западной Церкви правила Ефесского Собора не вошли. В отдельных латинских рукописях встречаются лишь отрывки из соборных определений, иные, чем те, которые получили канонический авторитет на Востоке.
что такое христианство несторианского толка
Христианство несторианского толка - это по-другому ересь Нестория, или Несторианство.
Это
подробнее...
Кто до сих пор подвергнут церковью анафеме? Католической, православной,. . -неважно.
1329: Феогност (митрополит киевский) посетил Новгород и, по настоянию великого князя Иоанна
подробнее...
А сколько и когда было вселенских соборов?
ВОСЕМЬ:
Первый Вселенский Собор. Первый Вселенский Собор был созван святым
подробнее...
Что знаете о начале пути епископа Никиты Новгородского?
Житие умалчивает, была ли пещера на территории Печерского Монастыря. Скорей всего нет. Трудно
подробнее...
Кто из знаменитостей родился 1 мая
Абашидзе Давид (Додо) Иванович
Абашидзе Давид (Додо) Иванович (1 мая 1924 - 26 января 1990)
подробнее...
кто такой святой анатолий
Анатолий Оптинский "старший", преподобный
Ф. И. О. : Зерцалов Алексей Моисеевич
Чин
подробнее...
Кто такие несториане? они - утверждали (на ваш взгля) ложь или истину? и есть ли в наше время нест. церкви?
вот здесь полная статья
ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК
Ученик
(100)
Большое
подробнее...
в чем разница веры армян и русских
Разницы в вере никакой - разница только в
подробнее...