Нганасаны википедия
Автор Оранжерейный задал вопрос в разделе Города и Страны
Кто или что такое нганасан? и получил лучший ответ
Ответ от О~сознание[гуру]
Нганасаны (самоназвание няа — члены товарищества, от ня — товарищ) — самодийский народ, населяющий Хатангский район и территорию, подчиненную администрации города Дудинка Таймырского автономного округа.
Являются самым северным народом Евразии. Население — 834 человека (Всероссийская перепись населения 2002 года). Говорят на нганасанском языке.
Состоит из двух племен (авамские (западные, с центрами в поселках Усть-Авам и Волочанка) и вадеевские (восточные, с центром в поселке Новая) нганасаны) , и одного рода (Око, или Долган, или Яроцкие) , не входящего в эти племена.
Термин нганасан (от нанаса, нанасан — человек) был директивно введен Советской властью в 1930-е гг. как ошибочное обощение известного многим народам Севера употребления слова со значением "человек" в качестве эндоэтнонима.
Этногенез и национальный состав
В сравнительно отдаленное время (т. е. еще до знакомства с русскими колонизаторами, XVIII век) полоса лесотундры от р. Таз на западе и до р. Лена на востоке, по-видимому, была занята племенами пеших охотников на дикого северного оленя. Эти племена не были самодийскими по языку и культуре, а, вероятно, были западным продолжением того народа к востоку от Лены, из которого к приходу русских к XVIII в. образовались юкагиры.
К XVIII в. к западу от Лены эти палеоазиаты, имевшие примитивное и еще неолитическое по технике изготовления орудий производства хозяйство, уже были полностью поглощены самодийцами и тунгусами. В бассейне реки Пясины, например, таким образом образовались две небольшие самодийские группы, известные русским как самоеды-кураки и пясидские самоеды.
Однако в промежутке между Леной и Хатангой палеоазиаты рано подверглись влиянию тунгусов, и в конце концов быди ассимилированы ими только в языковом отношении и оттеснены частью к самому берегу моря Лаптевых, частью в район верховьев р. Анабар и среднего течения Хатанги. При этом полноценной ассимиляции не произошло, палеоазиаты сражались с тунгусами за места охоты на диких оленей, похищали друг у друга оленей домашних и женщин, и т. д. , а, кроме того, получили от тунгусов изделия из металла и знание оленеводства; ситуация неоднократно встречается в компьютерной игре "Civilization". В отличие от самодийцев на западе у тунгусов не было выработано специализированной тундровой системы оленеводства, поэтому и сами тунгусы, и палеоазиаты оставались оленеводами не крупными, не знавшими долгое время езды на оленях в санках, использовавшими оленей только для езды верхом и перевозов грузов вьюком.
Для охоты на диких оленей часть этих палеоазиаты проникали все дальше в глубь Таймыра, где встречались с упомянутыми самоедами-кураками и пясидскими самоедами, и в конце концов были ассимилированы этими самоедами, образовав племена тавгов и тидирисов, встреченные русскими в XVII веке. В течение XVII — первой половины XVIII веков тавги, тидирисы, самоеды-кураки и пясидские самоеды сливаются в одно племя авамских Нганасан. В этом племени потомками тавгов, видимо, являются роды Чунанчера и Нинонде, потомками тидирисов — род Линанчера, паясидских самоедов — род Нгомде, и самоедов-кураков — род Нгамтусо. Свое имя это племя получило от р. Авам и Авамского зимовья, где оно платило ясак.
Те же палеоазиаты, что остались в верхнем течении Анабара и среднем течении Хатанги (с оз. Ессей в центре своего поселения) , стали известны русским под именем тунгусов ванядыров, или ванядов. В течение первой половины XVIII века в результате неудачных восстаний, голодовок и т. п. это племя распалось. Часть его ушла к тунгусам, часть к появивишимся в тех местах якутам, а часть ушла на Таймыр, поселившись к востоку от авамских нганасан, и под их влиянием оформилась в качестве племени вадеевских нганасан.
Источник: wikipedia
Если я ничего не путаю, то нганасаны это одна из народностей населяющих Крайний Север. Ну типа оленеводством занимались и т.д. и т.п. Но это или старое название, сейчас они называют себя по другому или такой народности вообще нет.
P.S. Я читала когда-то в детстве об них книгу. Но допускаю, что сейчас этим словом обозначается что-то другое и у меня устаревшие данные... тогда мой ответ практически бесполезен.
Нганасаны (самоназвание няа — члены товарищества, от ня — товарищ) — самодийский народ, населяющий Хатангский район и территорию, подчиненную администрации города Дудинка Таймырского автономного округа. Являются самым северным народом Евразии. Население — 834 человека (Всероссийская перепись населения 2002 года). Говорят на нганасанском языке.
Состоит из двух племен (авамские (западные, с центрами в поселках Усть-Авам и Волочанка) и вадеевские (восточные, с центром в поселке Новая) нганасаны), и одного рода (Око, или Долган, или Яроцкие), не входящего в эти племена.
Термин нганасан (от нанаса, нанасан — человек) был директивно введен Советской властью в 1930-е гг. как ошибочное обощение известного многим народам Севера употребления слова со значением "человек" в качестве эндоэтнонима.
В отдаленное время предки нганасанов сражались с тунгусами и другими племенами за места охоты, похищали друг у друга домашних оленей и женщин. К середине XVII века на Таймыре закрепляется русская власть. В 1683 году произошли столкновения между русскими стрельцами и тунгусами. Из-за лихоимства и издевательств стрельцов, тунгусы перебили весь гарнизон зимовья (12 человек). Последовали ответные меры. Спасаясь от преследования, часть тунгусов слилась с тавгами и перешла на нганасанский язык. Кроме тунгусов, к нганасанам в середине XIX века присоединилось богатое племя долган Око, по имени которого стал называться вновь образовавшийся нганасанский род.
В 30-е годы XIX века Таймыр пришла беда - эпидемия оспы. По оценкам исследователей, численность нганасан в это время уменьшилась в два раза. По переписи 1898 года их оставалось 800 человек. За столетие эта цифра практически не изменилась, и по переписи 2002 года нганасан насчитывается лишь 834 человека.
Обычно стойбища нганасанов располагались на невысоких холмах. Внизу холмов паслись стада домашних оленей. Весной зимние вещи укладывали на нарты, покрывали продымленной, не пропускающей влагу оленьей шкурой и оставляли в тундре до следующей зимы. Чумы были на 1-5 семей, конической формы Размер колебался в среднем от 3 до 9 м в поперечнике. Остов чума состоял из 20-60 длинных жердей, которые покрывались шкурами. Летние чумы покрывались в один слой, а зимой - в 2 слоя. Дверь делали из двух сшитых оленьих шкур, которая открывалась справа или слева (куда дул ветер). В центре чума располагался очаг, дым из которого шел в дымоход вверху жилища. Места для женщин были у входа, а вот за очагом располагалось - «чистое место» (сиенг), куда им запрещалось ступать. Пол застилали циновками из тальника и досками (лата), поверх которых укладывали сначала невыделанные шкуры, а затем специальные подстилки (хонсу).
Нганасаны – потомственные пешие охотники на северного оленя, водоплавающих птиц, пушного зверька. Основным оружием в прошлом были копье (фонка), лук (динта) со стрелами (буди), нож (кюма). Основная охота приходится на летне-осенний период (с июля по ноябрь). Раньше охотники подстерегали стадо оленей на переправе, затем уже в воде закалывали животное копьями между ребер, а снизу по течению реки подбирали убитых животных. Зимой оленя криками загоняли в сети, а также в загороди — сходящиеся ряды кольев. Охотник мог охотиться в одиночку, используя маскировочный щиток (лофо), собак и оленя-манщика. Передвигались такие охотники-одиночки на нартах, запряженных домашними оленями.
Нганасанские олени низкорослы, но выносливы и способны быстро восстанавливаться после истощения. Существует более 20 слов для обозначения животного в зависимости от возраста, внешнего вида (ветвистости рогов), использования. Оленьи нарты были также самой разнообразной формы: легкие ездовые на 2-3 оленя (ирянка); женские со спинкой и передком (инсюдаконто); грузовые нарты ( Кунсыбы`э); нарты для шестов, постелей, лодок, дров. Нганасаны до сих пор передвигаются чаще всего на нартах, но вот для охоты в настоящее время используют ружья (дальнобойные винтовки).
Традиционная одежда изготавливалась из оленьих шкур, отороченных белым мехом собак. Одежду украшали аппликациями в виде геометрических орнаментов (мули), который показывал социальный статус, возраст, пол. По орнаменту можно было определить замужем женщина или нет, является ли она матерью. Шаман показывал свою силу особыми метками. Эти орнаменты изготовлялись в виде аппликаций, которые использовали несколько раз (спарывали со старой одежды и пришивали на новую).
Весной для защиты глаз от слепящего света использовали костяную или металлическую пластину с прорезью на кожаных ремешках. Волосы женщины и мужчины заплетали в две косы, смазывая их оленьим жиром. В косы вплетали м
Народность
НГАНАСАНЫ
Численность – 1278 человек.
Язык – самодийская ветвь уральской семьи языков.
Расселение – Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ Красноярского края.
Самый северный народ нашей страны, живущий в таймырской тундре, севернее 72-й параллели. Подразделяются на западных или авамских нганасан, с центрами в пос. Усть-Авам и Волочанка, и восточных или вадеевских с центром в пос. Новая. Термин "нганасаны" введен в 1930-е гг. и образован от нганаса – "человек, мужчина", самоназвание – ня – "товарищ". В дореволюционной литературе они известны по названию их наиболее многочисленных групп как тавгийские, авамские, вадеевские самоеды или просто самоеды.
Нганасанский язык признают родным 83,4% нганасан, русским языком пользуются 56,8%. Различаются авамский и вадеевский говоры.
Анализ археологических данных дает основание полагать, что нганасаны сложились на основе древнего палеоазиатского населения Таймыра, неолитических охотников на дикого северного оленя, смешавшегося с самодийскими и тунгусскими племенами. В XVII в. в состав нганасан входили различные по происхождению группы (пясидская самоядь, кураки, тидирисы, тавги и другие) и вплоть до второй половины XIX в. в эту общность включались новообразованные долганские роды.
Контакты с русскими начались в XVII в. , когда мангазейские казаки, стоявшие в остроге Мангазея, стали собирать дань с "тавгийской самояди". Ясак платили ровдугой.
Главные традиционные занятия – охота, оленеводство, рыболовство. Хозяйственная деятельность носила сезонный характер. Счет времени по нганасанскому календарю велся по лунным месяцам китеда. В течение солнечного года проходило два года ху – летний и зимний.
Основная охота приходилась на летне-осенний период (с июля по ноябрь). Диких оленей добывали поколками на маршрутах кочевания и у переправ. В августе-ноябре охотники подстерегали стадо оленей на переправе, давали им войти в воду, заплыть достаточно далеко от берега и кололи копьями между ребер, чтобы они еще некоторое время могли проплыть и приблизиться к берегу. Другие охотники находились внизу по течению реки и подбирали убитых животных. Зимой оленя криками загоняли в сети, а также в загороди – сходящиеся ряды кольев. Существовала и индивидуальная охота – с оленем-манщиком, с собакой, с маскировочным щитком (лофо) , из укрытия, с нарт и т. д. Гусей добывали во время линьки: на лодках окружали птиц и гнали их к берегу, где были установлены сети (депту бугур). На уток и куропаток тоже расставляли сети. На песцов настораживали каменные пасти (фала денгуй) , зайцев ловили петлями.
Нганасаны бережно относились к природе. Во время выведения животными потомства охота регламентировалась обычаем (карсу) , запрещавшим убивать самок зверей и птиц во время беременности и выхаживания детенышей.
Основным оружием были копье (фонка) , лук (динта) со стрелами (буди) , нож (кюма) , а с XIX в. широкое распространение получило огнестрельное оружие. Рыбу ловили сетями (кол бугур) , железными крючками (бату) , костяными спицами (федир) .
Оленеводство носило транспортный характер и было подчинено основному занятию – охоте на дикого оленя. Приучать животных к езде начинали на третьем году жизни. Для перекочевок за стадом дикарей каждой семье требовалось не менее 40-50 голов домашних оленей. Забой домашних оленей допускался лишь в исключительных случаях – при голоде, травмах или болезнях животного.
Нганасанские олени не очень сильны, низкорослы, но выносливы и способны быстро восстанавливаться после истощения. Существовало более 20 слов для обозначения животного в зависимости от возраста, внешнего вида (ветвистости рогов) , использования. Считали, что лучшие транспоротные олени – яловые важенки (бангаи). Стада насчитывали 2-2,5 тыс. голов. Метили их тамгой (клеймом, знаком собственности) на шерсти или фигурным вырезом на ушах.
Нарты, в зависимости от назначения, были разных типов. Ирянка – легкие ездовые, обычно трехкопыльные. В них запряг
Какие малочисленные народы есть на Севере
Малые народы Севера (также употребляется термин Коренные народы Севера) — название коренных
подробнее...
Напишите, какие народы нашей страны вы знаете?
Абазины
Абхазы
Аварцы
Австрийцы
Агулы
Азербайджанцы
Албанцы
подробнее...