нотная бумага



Автор A-stra задал вопрос в разделе Образование

Когда появилась нотная бумага? и получил лучший ответ

Ответ от Olga Oussova[гуру]
Нотная бумага для записи нот в ее современном виде появилась, мне кажется, в XVIII веке, когда типографии были уже довольно распространены и пятилинейный нотный стан стал привычным (до этого соответственно нотная бумага расчерчивалась вручную). Хотя вряд ли типографская нотная бумага была так уж распространена - экономически это было не слишком выгодно, дешевле вручную нанять кого-то расчерчивать.
А вот нотную запись музыкальных произведений начали печатать в типографии уже в XV веке.
1498 - О. Петруччи (Венеция) получает привилегию на изобретённый им способ нотопечати с набора металлических подвижных литер; печать была двукратной - вначале нотные линейки, затем ноты.
До нот в европейской музыке использовались особые знаки — невмы.Современная музыкальная нотация восходит к трудам Гвидо д'Ареццо первой половины XI века, который начал записывать ноты на четырёхлинейном нотном стане. Он же придумал названия нотам - ут(до), ре, ми, фа, соль, ля. Гвидо обучал певчих, которые начинали день гимном-молением Святому Иоанну об избавлении голосов от хрипоты. Первые слоги каждой из шести строк гимна и стали известными нам названиями нот.
Впоследствии система дорабатывалась (добавилась пятая линейка, изменился внешний вид нот и ключи и т. д.), и в современном виде она существует с XVII века. Во времена зарождения с помощью нот могли быть записаны только высоты звуков, но не ритм; в периоды ранней мензуральной (XIII в.), «чёрной» мензуральной (XIV в.) и «белой» мензуральной (XV, XVI вв.) нотаций развивалась в основном эта составляющая записи музыки.

Ответ от Евгения[гуру]
нигде не смогла найти ничего по этому вопросу, к сожалению: ((((

Ответ от Ўрий Чернов[гуру]
Нотное письмо, нотация (от лат. notatio — записывание, обозначение), система графических знаков, применяемых для записи музыки, а также сама запись музыки. Зачатки Н. п. относятся к далёкому прошлому. Уже в Древней Греции существовала буквенная система обозначения звуков, фиксировавшая лишь их высоту, а не длительность. Она удержалась в музыкальной практике до 10 в., когда греческие буквы были заменены латинскими (в этом варианте и в 20 в. применяется для обозначения отдельных звуков и тональностей). В средние века получило распространение невменное Н. п.; особые знаки — невмы, записывавшиеся над словесным текстом, служили для напоминания мелодий песнопений. Позднее для более точного обозначения высоты звуков стали употреблять горизонтальные линии. В 11 в. итальянский музыкальный теоретик Гвидо д'Ареццо ввёл систему четырёх нотных линий, явившуюся прототипом современного нотного стана. В начале линий он поместил буквенные знаки, обозначавшие высоту записанных на них звуков; эти знаки явились прототипами современных ключей. В дальнейшем число линий было доведено до 5, а невменные знаки заменены нотами с квадратными головками. Эта система, широко применявшаяся для записи григорианского хорала, называлась хоральной нотацией. Следующим этапом была т. н. мензуральная нотация, фиксировавшая как высоту, так и длительность звуков. Одновременно в 15—17 вв. существовала буквенная или цифровая система, называемая табулатурой и служившая для записи инструментальной музыки. Как в современной цифровой системе, применяющейся для упрощения обучения игре на некоторых народных инструментах, в ней обозначались не сами звуки, а струны и лады на грифе (для струнных инструментов). В 17—18 вв. аккорды записывали при помощи цифр над или под нотами басового голоса — т. н. генерал-бас.
На Руси с конца 10 в. в православном церковном пении существовало безлинейное знаменное, или крюковое, Н. п. (см. Знаменный распев, Крюки); в 17 в. был осуществлен постепенный переход от крюкового письма к пятилинейной нотной системе.

Ответ от ? dТатьянаd ?[гуру]
A-stra™, если я правильно поняла, то Вас интересует НОТОПЕЧАТАНИЕ. Нотопечатание - полиграфическое размножение нотных (музыкальных) текстов. Нотопечатание появилось вскоре после изобретения книгопечатания. В первых печатных церковных книгах текст церковных напевов набирался, а для нот, которые вписывались от руки ("Латинский псалтырь", 1457), оставлялись места. Позднее печатались нотные линейки и вписывались только сами ноты ("Музыкальное искусство", 1495); существует предположение, что ноты иногда штамповались. Отлитые нотные литеры (без линеек) впервые появляются в "Краткой грамматике" Ф. Нигера (Венеция, 1480). В 1498 О. Петруччи (Венеция) получает привилегию на изобретённый им способ нотопечатания с набора металлических подвижных литер; печать была двукратной - вначале нотные линейки, затем ноты. Издания Петруччи долгое время оставались непревзойдёнными по красоте шрифта и точности соединения нот и линеек. Усовершенствовал набор П. Отен (Париж, 1525): каждая литера состояла из одной ноты и отрезка нотного стана (линеек) . Шрифт Отена был предназначен для печати в один прогон и позволял воспроизводить многоголосие, но ввиду сложности процесса набора он вскоре уступил место более простому, одноголосному шрифту. В 1755 И. Брейткопф (Лейпциг) изобрёл новый наборный шрифт, каждый нотный знак которого составлялся из трёх разборных частей (головки, штиля, вязки) . Широкому распространению этого шрифта препятствовала сложность набора. Более перспективной оказалась гравировка нот. Нотные примеры в книгах изготовляли в виде выпуклой гравюры на дереве ("Музыкальные цветы", 1488). Первые опыты гравюры по металлу (углублённой) дают образцы нотопечатания в виде негативов - белые ноты на чёрном фоне ("Канцоны, сонеты, страмботты и фроттолы", 1515) - принцип высокой печати. Хорошо выполненная гравировка на меди в соединении с принципом глубокой печати появляется в 1586 у С. Веровио (Рим) , который применил эту технику к нотопечатанию, заимствовав её у нидерландских гравёров. Этот способ позволял передавать нотный рисунок любой сложности и поэтому приобрёл широкое распространение (Англия, ок. 1611, сб. "Парфения"; Германия, 1615; Франция, кон. 17 в.) . Значительно усовершенствовали процесс гравировки Дж. Клуэр, Дж. Уолш и Дж. Эйр (Лондон, ок. 1730). Они начали применять доски из сплава олова со свинцом. Мягкость сплава облегчила работу и позволила выбивать пунсонами все постоянно встречающиеся знаки. Вплоть до конца 18 в. нотопечатание производилось непосредственно с досок, что приводило к их быстрому износу. С изобретением литографии с каждой доски стали делать оттиск для переноса на литографский камень или на металлические формы для плоской печати.
С начала 20 в. нотный рисунок переносится фотомеханическим способом на цинк (для цинкографского клише) или на тонкие пластины (алюминиевые или цинковые) , являющиеся формами для офсетной печати. Оригиналами, предназначенными для фотомеханического перевода на печатные формы, помимо награвированных досок, служат нотные страницы, каллиграфически написанные от руки или вычерченные на прозрачной бумаге. В виде опытных образцов появляются пишущие машины для печатания нотных оригиналов.
В России первые "знаменные" (безлинейные) нотные шрифты были отлиты в Москве в 1652 Ф. Ивановым и в 1678 А. Мезенцем и И. Андреевым, но печатание с них не производилось. Начало нотопечатания в России относится к 1677, когда С. Гутовский (Москва) напечатал ноты с гравированных медных досок. В 1766 С. Бышковский (Москва) разработал способ наборного воспроизведения безлинейных нот, отличавшийся большим совершенством. По этому способу
напечатаны "Ирмолог", "Октоих", "Обиход", "Праздники" (издание завершено в 1772). Светские музыкальные сочинения первоначально печатались в России методом гравировки на меди. Лимит. 🙁

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Когда появилась нотная бумага?
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*