Автор Ѓма Ахмедова задал вопрос в разделе Другое
таблица мертвые души лирическое отступление и получил лучший ответ
Ответ от Дашенька[гуру]
РОЛЬ ЛИРИЧЕСКИХ ОТСТУПЛЕНИЙ В ПОЭМЕ«МЕРТВЫЕ ДУШИ»
Лирическими отступлениями пронизано все полотно «Мертвых душ». Именно лирические вставки раскрывают идейно-композиционное и жанровое своеобразие поэмы Гоголя, ее полемическое начало и образ автора. По мере развития сюжета появляются новые лирические отступления, каждое из которых уточняет мысль предыдущего, развивает новую идею и все более проясняет авторский замысел. Примечательно, что «Мертвые души» насыщены лирикой вовсе не равномерно. До пятой главы попадаются лишь незначительные лирические вставки, и только в конец пятой части автор помещает первое крупное лирическое отступление о «несметном множестве церквей» и о том, как «выражается сильно российский народ». Это авторское рассуждение наводит на такую мысль: здесь не только прославляется меткое русское слово, но и божье слово, Логос. Думается, и мотив церкви, который впервые в поэме встречается именно в этой главе, и параллель слово — Логос указывают на то, что в лирике сконцентрировано духовное наставление. Эту мысль подтверждает и лирическая вставка, помещенная в шестую главу, где Гоголь прямо обращается к людям: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения...» Рисуя образ дороги, жизненного пути человека, автор выступает в роли наставника, учителя. А в следующей главе эта мысль наполняется новым идейным содержанием. Гоголь противопоставляет писателя, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами», и писателя, который «не ниспускался с вершины своей к бедным ничтожным своим собратьям». По-моему, как раз в этих-то словах и проявляется более всего полемическое начало поэмы. Ведь до Гоголя писатель — это создатель красоты, художник, изображающий все прекрасное, Гоголь же в «Мертвых душах» предстает как проповедник, пророк, который имеет целью исправить прежде всего нравственный облик человека (гоголевская концепция впоследствии развивается в творчестве Достоевского, Л. Н. Толстого). В этом же лирическом отступлении автор «Мертвых душ» предрекает то, что его замысел не будет понят: мир увидит лишь смех, сатиру и не заметит «незримые», «неведомые» слезы. А «Мертвые души» — это больше, чем сатира. («Вовсе не губерния, и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им прививают, есть предмет «Мертвых душ», — пишет Гоголь.) Во многом проясняет гоголевский замысел и объясняет слова из его письма о предмете поэмы лирическое отступление, в котором воскрешаются образы умерших крепостных крестьян. В том месте поэмы, когда Чичиков составляет список «мертвых душ», ритм гоголевской прозы почти переходит в гекзаметр. Список же мужиков напоминает перечень кораблей в «Илиаде» Гомера. Как и многие другие гомеровские и дантовские мотивы, связующие произведение Гоголя с великими поэмами, это сопоставление раскрывает смысл названия «Мертвых душ» поэмой. Думается, это указывает на то, что произведение написано в духе древнего эпоса, что Гоголь здесь высмеивает не социальное зло, а средоточие зла, осмеивает черта (по мнению Мережковского, смех Гоголя — борьба человека с чертом»). А увиденный в этой лирической вставке библейский мотив — список мужиков напоминает Книгу Жизни, в которую записываются поступей каждого человека, — раскрывает смысл еще одной идеи штора: на Страшном Суде людей будут судить по тому, как он выполнили свое земное назначение. Ведь «вывод» крестьян из ада возможен потому, что они выполнили свое дело (а вот губернатор вышивает по тюлю): Степан Пробка, каретник Михеев — мастера своего дела. Однако задача Гоголя — указать путь истинный именно грешникам в Библии говорите!, что Христос пришел спасать не праведников, а грешников. И в лирической вставке, помещенной в восьмой главе, автор утверждает, что человек сам должен сделать первый шаг навстречу духовному перерождению: «...хотят, чтоб русский язык сам собой вдруг с облаков... и сел бы им прямо на язык...» Думается, спускаться с облаков возможно лишь Богу, а такая,
1я колонка "Гпава, "
2я колонка "Лирические отступления и вставные эпизоды"
Первая
Рассуждение о толстых и тонких.
Вторая
Рассуждение о двух типах характеров.
Третья
Рассуждение об «оттенках и тонкостях обращения».
Четвертая
Мысль о живучести Ноздревых.
Пятая
Размышление Чичикова о «славной бабешке». Думы автора о метком русском слове и «бойком русском уме».
Шестая
Воспоминания автора о юности. Размышление о человеке («И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек...»).
Седьмая
О двух писателях. О крестьянах, купленных Чичиковым.
Восьмая
О силе власти исправника.
Девятая
О бунте крестьян селения Вшивая-Спесь.
Десятая
Повесть о капитане Копейкине.
Одиннадцатая
«Русь! Русь!...» Дорога. Рассказ о Кифе Мокеевиче и его сыне. Рассуждение о добродетельном герое и герое-подлеце. Тройка.
характеристики героев "мертвые души" с 2 по 6 главу
Главы о помещиках, которым уделено больше
половины первого тома, автор расположил в строго
подробнее...
Подскажите что можно написать в сочинении по Мертвым душам Образы помещиков?
Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” — величайшее произведение мировой литературы. В омертвении душ
подробнее...