Образ петербурга в повести белые ночи
Автор Дарья Котова задал вопрос в разделе Домашние задания
образ петербурга в повести белые ночи и получил лучший ответ
Ответ от Alexey Khoroshev[гуру]
Для Достоевского Петербург – “самый умышленный и отвлеченный город в мире”. Наверное, вам известен тот факт, что Достоевский написал больше 30 произведений и в 20 из них присутствует Петербург. Иногда как фон, чаще как действующее лицо. Прозаическое, реальное у Достоевского всегда граничит с фантастическим.
«Белые ночи» — одно из самых светлых и поэтических произведений писателя. Молодой чиновник-разночинец и юная девушка, оба чистые и ясные душой, изображены здесь на фоне петербургских каналов, озаренные сиянием белых ночей. И обстановка действия повести, и образы ее героев овеяны поэтической атмосферой романтической лирики, а также пушкинских поэм о Петербурге — «Домика в Коломне» и «Медного всадника» . Впервые возникающее у Достоевского в «Петербургской летописи» и «Белых ночах» философско-историческое осмысление темы Петербурга, созданный писателем образ одинокого интеллигентного героя, чувствующего себя чужим и заброшенным в большом шумном городе, его скромные мечты о тихом «своем уголке» , рассказ Настеньки о жизни в доме бабушки, обращение к теме «белых ночей» для характеристики «призрачного» Петербурга, описания его каналов — места встреч Настеньки и Мечтателя, — все это также овеяно поэтической атмосферой пушкинских поэм. Петербург предстает перед Достоевским прекрасным, романтическим городом. Но, как все романтики, Достоевский чувствует в нем оборотную, трагическую суть. Белые ночи добавляли к мистическому образу Петербурга дополнительные романтические краски. Ощущение Петербурга как города-фантома, города-призрака сохранится у Достоевского на всю жизнь.
Первые критические отзывы о повести появились в январе 1849 г. В «Современнике» А. В. Дружинин писал, что «Белые ночи» «выше „Голядкина“, выше „Слабого сердца“, не говоря уже о „Хозяйке“ и некоторых других произведениях, темных, многословных и скучноватых». Основная идея повести, по оценке критика, «и замечательна, и верна» .
«Мечтательство» он считал не только специфически петербургской, но характерной чертой современной жизни вообще. Дружинин писал о существовании «целой породы молодых людей, которые и добры, и умны, и несчастны, при всей своей доброте и уме, при всей ограниченности своих скромных потребностей» . Они становятся мечтателями и «привязываются к своим воздушным замкам» «от гордости, от скуки, от одиночества».
Источник: ;
Санкт-Петербург, Ленинград, Питер… Этот город – какая-то особая субстанция, во многом роковая, мистическая. Невозможно не восхититься и не оценить красоту Петербурга, невозможно не ужаснуться кровавым вехам истории, с которыми накрепко связан этот город. Кто-то влюбляется в него раз и навсегда, а кто-то мгновенно чувствует отторжение к нему. Так что же такое Петербург - город-сказка, город-монстр?
Ответить на этот вопрос пытались многие русские писатели. Именно они запечатлели Петербург в своих произведениях, оставили потомкам портрет этого города, пропущенный через призму их индивидуального восприятия.
Так, Ф. М. Достоевский – писатель, создавший в своих произведениях страшный портрет большого города, города-«спрута», который подчиняет и обезличивает человека. Главной чертой Петербурга в изображении этого автора является его «двойничество», «оборотническая» сущность.
Так, в ранних произведениях Достоевского этот город - сказка, однако сказка, злая, с несчастливым концом. Петербург у писателя прекрасен настолько, что кажется нереальным, фантастическим городом. И, как любое прекрасное существо, оно высокомерно и надменно по отношению к обычным людям, разрушает не только их жизни, но и губительно действует на их сознание (это свойство Петербурга - лейтмотив образа у Достоевского).
Так, в повести «Белые ночи» жестокая красота города проявляется в полной мере. Символично название произведения, обозначающее самый необычный и красивый период в жизни города, который, однако, противоречит всем законам, ведь ночь и свет несовместимы.
Достоевский показывает, что Петербург разобщает, заставляет думать о выживании, каждую минуту бороться и сопротивляться, чтобы не пропасть. Однако героям писателя хочется любви, тепла и участия. Именно поэтому для них жизнь и мечта зачастую переплетаются, меняются местами.
В Петербурге, говорит Достоевский, происходят «фантастические» события, зреют безумные идеи, совершаются преступления. Здесь искусственно созданные «идеи» заменяют естественные, «органические» нравственные убеждения человека. По мнению писателя, это разновидность повального безумия.
С одной стороны, Петербург Достоевского загадочен и ирреален. Особенно таинственны набережные этого города – Екатерининский канал, Фонтанка, Нева. Водная стихия Петербурга как бы усиливает его мрачный колорит, его разрушающую силу. В странном и угрюмом городе необычно все: памятники, которые вдруг могут ожить, здания, давящие своей массой, маленькие домишки с глазами-окнами.
С другой стороны, Петербург максимально реален – здесь проявляются все самые грубые стороны жизни. «Непарадный» Петербург – это город «униженных и оскорбленных». Он наполнен распивочными, трактирами, тесными душными улицами, Сенной площадью, «канавами» с грязной водой, мрачными давящими зданиями, уродливыми жилищами.
Архитектура в этой части города также по большей части уродлива и травмирует психику. В ней нет ничего от красоты и величия парадного, «фасадного» Петербурга. Здесь все серо и уныло - теснота, мрачные тона, отсутствие перспективы, «громадные, теснящие и давящие дома». Петербургская архитектура в изображении Достоевского как бы дополняет картину угнетенного душевного состояния большинства персонажей.
Достоевский открыл характернейшие для Петербурга черты, которые проявляются в его героях, - мечтательство и двойничество. Мечтатель всегда живет двойной жизнью – грезой и явью. Двойничество же уже как бы следующая стадия мечтательства, когда жизнь, возникающая в сознании, становится реальностью.
Важно, что герои, населяющие Петербург Достоевского, часто проживают в этом городе как бы параллельно, даже и не соприкасаясь с ним: прекрасно-жестокий город не подпускает их к себе, держа на уничтожающей дистанции.
Однако к авторской
Повесть Белые Ночи
Образ Петербурга занимает значительное место в творчестве Достоевского. С этим городом связаны
подробнее...
Достоевский "Белые ночи"... помогите пожалуйста! вопросы внутри...
Образ мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. Образ мечтателя в
подробнее...
помогите написать сочинение на тему: Петербург Достоевского каким он видит Петербург
Сочинение на тему Петербург Достоевского
Образ Петербурга занимает значительное место в
подробнее...
белые ночи Почему герой так легко увлёкся настей, его переживания. пожалуйста помогите="(
Образ мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. Образ мечтателя в
подробнее...
Ф. М. Достоевский "Белые ночи сюжет, композиция, система образов произведения
Ф. М. Достоевский "Белые ночи"
В самом начале «сентиментального произведения» автор
подробнее...
Петербург в изображении Достоевского
"Преступление и наказание" иногда называют "петербургским романом".
Достоевский, как и герой
подробнее...
образ Петербурга в произведениях Лермонтова
Одним из первых произведений Гоголя, в которых присутствует образ Петербурга, является повесть
подробнее...
кто такой мечтатель в произведении белые ночи
Главный герой - МЕчтатель - Молодой человек двадцати шести лет — мелкий чиновник, живущий уже
подробнее...
Краткое содержание Ф. М Достоевский "Белые Ночи". Скиньте пожалуйста краткое содержание рассказа.)
Сентиментальный роман
(Из воспоминании мечтателя)
НОЧЬ ПЕРВАЯ
Герой повести,
подробнее...
почему роман Достоевского"Белые ночи",называют синтиментальным романом??
БЕЛЫЕ НОЧИ. Сентиментальный роман Повесть. 1848,
Основные персонажи:
Бабушка;
подробнее...
Ребят помогите, мне срочно надо... Содержание и смысл сентиментальности в повести Достоевского "Белые ночи"
БЕЛЫЕ НОЧИ. Сентиментальный роман Повесть. 1848,
Основные персонажи:
Бабушка;
подробнее...
кто такая пиковая дама?
#yaimg39195#
Княгиня Наталия Петровна Голицына
«Пиковая дама» - остросюжетная
подробнее...
сочинение на тему как вакуле удалось преодолеть козни чёрта очень нужно на завтра пожалуйста
Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» начинается с описания проделок черта. В ночь перед
подробнее...
Характеристика Акакия Акакиевича.. . в повести Шинель. ..в повести Шинель
Образ одинокого, униженного, недалекого чиновника, но при этом обладающего сердцем и чувствами,
подробнее...
сопоставительная характеристика печорина и грушницкого
Печорин по происхождению аристократ, получил светское воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он
подробнее...