Автор Владимир Поболь задал вопрос в разделе Литература
Тристан и Изольда... Что о них есть поучительного в искусстве? и получил лучший ответ
Ответ от Любовь[гуру]
Тристан и Изольда
Мы испили и разбили
Чашу вечности до дна:
Как с тобою мы любили,
Как ты нежен был тогда.
Милым, добрым мне казался
И совсем немного дней
Ты груди моей касался
И звал девочкой своей.
Разве счастливы мы были?
Cчастлива лишь я одна.
Мы испили и разбили
Чашу верности до дна
Ответ от ??[гуру]
В начале ХХ века французский академик Жозеф Бедье показал, что дошедшие не полностью стихотворные «Роман о Тристане» Беруля (Béroul) и «Роман о Тристане» Тома (Thomas), лэ Марии Французской «О жимолости» (XII век) , роман «Тристан» Готфрида Страсбургского (начало XIII века) , прозаический «Роман о Тристане» Люса дель Гата и Эли де Борона (около 1230 г. , имена авторов — возможно, псевдонимы) и множество других средневековых текстов восходят к недошедшему роману середины XII века, принадлежащему какому-то неизвестному, но гениальному автору, и попытался реконструировать первоначальный текст.
Цикл стоит несколько особняком среди других средневековых романов. В основе легенды лежат, вероятно, какие-то исторические события VI века (предполагается, что имя Тристан восходит к имени пиктского воина Друста или Друстана, имя Изольды не идентифицировано) .
Произведение написано по иной модели, чем типичные рыцарские романы, в нем есть лишь элементы конструкции «романа дороги» , почти не представлены куртуазные правила любви, есть несколько очень древних элементов. Таково начало романа: король Марк под давлением придворных дает согласие на женитьбу. Но жениться он не хочет. В зал влетает птица и роняет из клюва золотой волос. Король отправляет своих приближенных на поиски девушки с такими волосами — только на ней он женится. Это очень древний мотив, в котором нет ни тени намека на куртуазное понимание любви. На поиски девушки отправляется и племянник Марка Тристан, по дороге сражается с драконом (также древний мифологический мотив) . Его, раненого, потерявшего сознание, находит и излечивает Изольда. Открыв глаза и увидев девушку с золотыми волосами, не зная еще, что это ирландская принцесса Изольда, Тристан испытывает сильное чувство — предвестник большой любви (это, напротив, новый мотив, воплощающий концепцию любви XII века) . Возникает моральный конфликт: как вассал Марка, Тристан должен доставить девушку королю, а как человек он испытывает к ней (причем взаимно) привязанность, которая неминуемо должна перерасти в любовь.
Вот здесь и сказывается гениальность неизвестного автора. Очевидно, он сам раздираем противоречием: как человек XII века, он защищает принципы вассальной верности, святости феодального брака и одновременно хочет воспеть силу любви, которая, согласно куртуазной концепции, возникает вне брака. Как выйти из этого противоречия? И писатель находит свой, авторский способ разрешения конфликта: он соединяет легенду о любви Тристана и Изольды с другой легендой — о волшебном напитке. Во время возвращения на корабле из Ирландии в Британию молодые герои случайно (случай — новый элемент авторского повествования) выпивают любовный напиток, изготовленный служанкой Изольды, хотевший помочь своей хозяйке и Марку преодолеть отчуждение и испытать в браке любовь, которую никакой силой нельзя разрушить. Теперь любовь Тристана и Изольды, которая начала складываться с первого взгляда героев друг на друга, вспыхивает как непреоборимая страсть. Мотив любовного напитка позволяет автору снять все моральные обвинения по отношению к Тристану и Изольде даже после того, как она вышла замуж за короля Марка, и, напротив, в самом неприглядном свете представить доносчиков-придворных, мешающих влюбленным и, в конечном счете, ставших одной из причин их к гибели.
Автор создает роман о несчастной любви, которая, тем не менее, сильнее смерти. Эта повествовательная конструкция станет одной из самых плодотворных сюжетных схем в литературе, отразится в истории Франчески да Римини в «Божественной комедии» Данте (где во втором круге ада рядом с душами Франчески и ее возлюбленного Данте помещает тени Тристана и Изольды) , в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» и во множестве других произведений. Образы Тристана и Изольды вошли в число «вечных образов» . Они нередко встречаются в различных литературах мира (например, в «Поминках по Финнегану» Дж. Джойса) . Сюжет воплощен средствами музыки в опере Р. Вагнера «Тристан и Изольда».
В начале ХХ века французский академик Жозеф Бедье показал, что дошедшие не полностью стихотворные «Роман о Тристане» Беруля (Béroul) и «Роман о Тристане» Тома (Thomas), лэ Марии Французской «О жимолости» (XII век) , роман «Тристан» Готфрида Страсбургского (начало XIII века) , прозаический «Роман о Тристане» Люса дель Гата и Эли де Борона (около 1230 г. , имена авторов — возможно, псевдонимы) и множество других средневековых текстов восходят к недошедшему роману середины XII века, принадлежащему какому-то неизвестному, но гениальному автору, и попытался реконструировать первоначальный текст.
Цикл стоит несколько особняком среди других средневековых романов. В основе легенды лежат, вероятно, какие-то исторические события VI века (предполагается, что имя Тристан восходит к имени пиктского воина Друста или Друстана, имя Изольды не идентифицировано) .
Произведение написано по иной модели, чем типичные рыцарские романы, в нем есть лишь элементы конструкции «романа дороги» , почти не представлены куртуазные правила любви, есть несколько очень древних элементов. Таково начало романа: король Марк под давлением придворных дает согласие на женитьбу. Но жениться он не хочет. В зал влетает птица и роняет из клюва золотой волос. Король отправляет своих приближенных на поиски девушки с такими волосами — только на ней он женится. Это очень древний мотив, в котором нет ни тени намека на куртуазное понимание любви. На поиски девушки отправляется и племянник Марка Тристан, по дороге сражается с драконом (также древний мифологический мотив) . Его, раненого, потерявшего сознание, находит и излечивает Изольда. Открыв глаза и увидев девушку с золотыми волосами, не зная еще, что это ирландская принцесса Изольда, Тристан испытывает сильное чувство — предвестник большой любви (это, напротив, новый мотив, воплощающий концепцию любви XII века) . Возникает моральный конфликт: как вассал Марка, Тристан должен доставить девушку королю, а как человек он испытывает к ней (причем взаимно) привязанность, которая неминуемо должна перерасти в любовь.
Вот здесь и сказывается гениальность неизвестного автора. Очевидно, он сам раздираем противоречием: как человек XII века, он защищает принципы вассальной верности, святости феодального брака и одновременно хочет воспеть силу любви, которая, согласно куртуазной концепции, возникает вне брака. Как выйти из этого противоречия? И писатель находит свой, авторский способ разрешения конфликта: он соединяет легенду о любви Тристана и Изольды с другой легендой — о волшебном напитке. Во время возвращения на корабле из Ирландии в Британию молодые герои случайно (случай — новый элемент авторского повествования) выпивают любовный напиток, изготовленный служанкой Изольды, хотевший помочь своей хозяйке и Марку преодолеть отчуждение и испытать в браке любовь, которую никакой силой нельзя разрушить. Теперь любовь Тристана и Изольды, которая начала складываться с первого взгляда героев друг на друга, вспыхивает как непреоборимая страсть. Мотив любовного напитка позволяет автору снять все моральные обвинения по отношению к Тристану и Изольде даже после того, как она вышла замуж за короля Марка, и, напротив, в самом неприглядном свете представить доносчиков-придворных, мешающих влюбленным и, в конечном счете, ставших одной из причин их к гибели.
Автор создает роман о несчастной любви, которая, тем не менее, сильнее смерти. Эта повествовательная конструкция станет одной из самых плодотворных сюжетных схем в литературе, отразится в истории Франчески да Римини в «Божественной комедии» Данте (где во втором круге ада рядом с душами Франчески и ее возлюбленного Данте помещает тени Тристана и Изольды) , в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» и во множестве других произведений. Образы Тристана и Изольды вошли в число «вечных образов» . Они нередко встречаются в различных литературах мира (например, в «Поминках по Финнегану» Дж. Джойса) . Сюжет воплощен средствами музыки в опере Р. Вагнера «Тристан и Изольда».
Ответ от Fanny Fler[гуру]
"Вздохни, вздохни еще, чтоб душу взволновать,
Печаль моя! Мы в сумерках блуждаем
И, обреченные любить и умирать,
Так редко о любви и смерти вспоминаем.
Над нами утренний пустынный небосклон,
Холодный луч дробится по льду.. .
Печаль моя, ты слышишь слабый стон:
Тристан зовет свою Изольду.
Устанет арфа петь, устанет ветер звать,
И холод овладеет кровью.. .
Вздохни, вздохни еще, чтоб душу взволновать
Воспоминаньем и любовью.
Я умираю, друг! Моя душа черна,
И черный парус виден в море.
Я умираю, друг! Мне гибель суждена
В разувереньи и позоре.
Нам гибель суждена, и погибаем мы
За губы лживые, за солнце взора,
За этот свет, и лед, и розы, что из тьмы
Струит холодная Аврора... " Г. Иванов.
***
"(...) Я странник. Я Тристан. Я в рощах спал душистых
и спал на ложе изо льда.
Изольда, золото волос твоих волнистых
во сне являлось мне всегда.
Деревья надо мной цветущие змеились;
другие, легкие, как сны,
мерцали белизной. Изольда, мы сходились
под сенью сумрачной сосны.
Я тигра обагрял средь тьмы и аромата,
и бег лисицы голубой
я по снегу следил. Изольда, мы когда-то
вдвоем охотились с тобой.
Встречал я по пути гигантов белоглазых,
пушистых, сморщенных детей.
В полночных небесах, Изольда, в их алмазах
ты не прочтешь судьбы моей. "В. Набоков, ""Тристан".
"Вздохни, вздохни еще, чтоб душу взволновать,
Печаль моя! Мы в сумерках блуждаем
И, обреченные любить и умирать,
Так редко о любви и смерти вспоминаем.
Над нами утренний пустынный небосклон,
Холодный луч дробится по льду.. .
Печаль моя, ты слышишь слабый стон:
Тристан зовет свою Изольду.
Устанет арфа петь, устанет ветер звать,
И холод овладеет кровью.. .
Вздохни, вздохни еще, чтоб душу взволновать
Воспоминаньем и любовью.
Я умираю, друг! Моя душа черна,
И черный парус виден в море.
Я умираю, друг! Мне гибель суждена
В разувереньи и позоре.
Нам гибель суждена, и погибаем мы
За губы лживые, за солнце взора,
За этот свет, и лед, и розы, что из тьмы
Струит холодная Аврора... " Г. Иванов.
***
"(...) Я странник. Я Тристан. Я в рощах спал душистых
и спал на ложе изо льда.
Изольда, золото волос твоих волнистых
во сне являлось мне всегда.
Деревья надо мной цветущие змеились;
другие, легкие, как сны,
мерцали белизной. Изольда, мы сходились
под сенью сумрачной сосны.
Я тигра обагрял средь тьмы и аромата,
и бег лисицы голубой
я по снегу следил. Изольда, мы когда-то
вдвоем охотились с тобой.
Встречал я по пути гигантов белоглазых,
пушистых, сморщенных детей.
В полночных небесах, Изольда, в их алмазах
ты не прочтешь судьбы моей. "В. Набоков, ""Тристан".
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Тристан и Изольда... Что о них есть поучительного в искусстве?
спросили в Другое
Почему в честь Петра и Февронии Муромских призднуют праздник любви и верности??
День семьи, любви и верности. День Петра и Февронии Муромских
Анна Архангельская.
Любовь
подробнее...
Почему в честь Петра и Февронии Муромских призднуют праздник любви и верности??
День семьи, любви и верности. День Петра и Февронии Муромских
Анна Архангельская.
Любовь
подробнее...
спросили в 1096 год 1200 год
назовите основные черты европейской культуры в средние века
Хронологические рамки средних веков точно не определены. В основном принято считать, что
подробнее...
назовите основные черты европейской культуры в средние века
Хронологические рамки средних веков точно не определены. В основном принято считать, что
подробнее...
спросили в Другое
Характеристика героев повести о петре и февронии муромских Перт -..Феврония-..
Феврония: Образ «мудрой девы» Ф. восходит к русской сказке. Дочь бортника («древолазца» ) из
подробнее...
Характеристика героев повести о петре и февронии муромских Перт -..Феврония-..
Феврония: Образ «мудрой девы» Ф. восходит к русской сказке. Дочь бортника («древолазца» ) из
подробнее...
Когда и где жили прототипы Ромео и Джульетты ?
Или все-таки тот, кто об этом поведал,
безвестный поэт из туманного края?
Хотя говорят,
подробнее...
Почему роман Булгакова назван "Мастер и Маргарита" ?
Название булгаковского романа напоминает нам о знаменитых в мировой литературе "Ромео и Джульетте",
подробнее...
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:
спросили в 1185 год
Кто же этот король Артур?
Если король Артур действительно существовал, то был одним из местных вождей, которые правили
подробнее...
Кто же этот король Артур?
Если король Артур действительно существовал, то был одним из местных вождей, которые правили
подробнее...
спросили в Король
Расскажите, пожалуйста, всё что найдете на короля Артура
Король Арту́р (англ. и валл. Arthur, ирл. Artur) — легендарный вождь бриттов VI века,
подробнее...
Расскажите, пожалуйста, всё что найдете на короля Артура
Король Арту́р (англ. и валл. Arthur, ирл. Artur) — легендарный вождь бриттов VI века,
подробнее...
Страна, родина романтизма ?
РОМАНТИЗМ (франц. romantisme, от ср. -век. romant — роман) — идейно-художественное направление,
подробнее...
спросили в 1928 год
Кто такой андалузский пес?
«Андалузский пёс» — знаменитая сюрреалистическая кинофантазия Луиса Буньюэля и Сальвадора Дали. В
подробнее...
Кто такой андалузский пес?
«Андалузский пёс» — знаменитая сюрреалистическая кинофантазия Луиса Буньюэля и Сальвадора Дали. В
подробнее...
спросили в Другое 1185 год
Кто такой король Артур?
Король Артур —
циклообразующий персонаж кельтской мифологии и рыцарских романов, легендарный
подробнее...
Кто такой король Артур?
Король Артур —
циклообразующий персонаж кельтской мифологии и рыцарских романов, легендарный
подробнее...
Ланцелот это кто ?
Ланцелот в легендах о короле Артуре и основанных на
них рыцарских романах - знаменитейший из
подробнее...
спросили в Artear
ПОЖАЛУЙСТО, помогите найти реферат по теме "Король Артур - реальность или вымысел"!!!
Реальность бывает чудесатей вымысла!
Я думаю это лишь вымысел... горячая тема на которой
подробнее...
ПОЖАЛУЙСТО, помогите найти реферат по теме "Король Артур - реальность или вымысел"!!!
Реальность бывает чудесатей вымысла!
Я думаю это лишь вымысел... горячая тема на которой
подробнее...