Научное и обыденное знание
Автор Дима коновалов задал вопрос в разделе Другое
каковы основные отличия научного познания от обыденного и получил лучший ответ
Ответ от А Вы не знаете... как?)[гуру]
Признаки, отличающие науку от обыденного познания, удобно классифицировать сообразно схеме, в которой характеризуется структура деятельности (прослеживая различие науки и обыденного познания по предмету, средствам, продукту, методам и субъекту деятельности)
Наука обеспечивает сверхдальнее прогнозирование практики, выходя за рамки существующих стереотипов производства и обыденного опыта, она имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к объектам обыденного опыта. Если обыденное познание отражает только те объекты, которые в принципе могут быть преобразованы в наличных исторически сложившихся способах и видах практического действия, то наука способна изучать и такие фрагменты реальности, которые могут стать предметом освоения только в практике далекого будущего. Она постоянно выходит за рамки предметных структур наличных видов и способов практического освоения мира и открывает человечеству новые предметные миры его возможной будущей деятельности.
Эти особенности объектов науки делают недостаточными для их освоения те средства, которые применяются в обыденном познании. Хотя наука и пользуется естественным языком, она не может только на его основе описывать и изучать свои объекты. Во-первых, обыденный язык приспособлен для описания и предвидения объектов, вплетенных в наличную практику человека (наука же выходит за ее рамки) ; во-вторых, понятия обыденного языка нечетки и многозначны, их точный смысл чаще всего обнаруживается лишь в контексте языкового общения, контролируемого повседневным опытом. Наука же не может положиться на такой контроль, поскольку она преимущественно имеет дело с объектами, не освоенными в обыденной практической деятельности. Чтобы описать изучаемые явления, она стремится как можно более четко фиксировать свои понятия и определения. Выработка наукой специального языка, пригодного для описания ею объектов, необычных с точки зрения здравого смысла, является необходимым условием научного исследования. Язык науки постоянно развивается по мере ее проникновения во все новые области объективного мира.
Наряду с искусственным, специализированным языком научное исследование нуждается в особой системе средств практической деятельности, которые, воздействуя на изучаемый объект, позволяют выявить возможные его состояния в условиях, контролируемых субъектом.
Научная аппаратура и язык науки выступают как выражение уже добытых знаний. Но подобно тому, как в практике ее продукты превращаются в средства новых видов практической деятельности, так и в научном исследовании его продукты -- научные знания, выраженные в языке или овеществленные в приборах, становятся средством дальнейшего исследования.
Спецификой объектов научного исследования можно объяснить и основные отличия научных знаний как продукта научной деятельности от знаний, получаемых в сфере обыденного, стихийно-эмпирического познания. Последние чаще всего не систематизированы; это, скорее, конгломерат сведений, предписаний, рецептур деятельности и поведения, накопленных на протяжении исторического развития обыденного опыта. Их достоверность устанавливается благодаря непосредственному применению в наличных ситуациях производственной и повседневной практики. Что же касается научных знаний, то их достоверность уже не может быть обоснована только таким способом, поскольку в науке преимущественно исследуются объекты, еще не освоенные в производстве.
Поэтому нужны специфические способы обоснования истинности знания. Ими являются экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана. В свою очередь, процедуры выводимости обеспечивают перенос истинности с одних фрагментов знания на другие, благодаря чему они становятся связанными между собой, организованными в систему.
В науке изучение объектов, выявление их свойств и связей всегда сопровождается осознанием метода, посредством которого исследуется объект.
Источник: ссылка
Какое знание относится к научному? Чем различается научное, обыденное и художественное знание?
вот пример научного знания- если вы засунете два пальцав розетку вас изрядно долбанет током.
подробнее...
О чем работа Лиотара "Состояние постмодерна"? Очень нужно краткое содержание.
Работа "Состояние
постмодерна" Жан-Франсуа
Лиотара была написана в 1954
году и
подробнее...
Какие основные задания когнитивной лингвистикИ? Подскажите плииз!!
Когнитивная лингвистика - одна из новых когнитивных наук, объектом исследования которых является
подробнее...
Куда может завести современная поп-психология?
Каждый человек движется к Успеху своим путем, выбирая системы знаний, ему помогающие и
подробнее...
что означает "политология"?
наука, которая изучает политику, законы, государство, его устройство и т. д. и т.
подробнее...
что такое информация и информатика
Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) — сведения о чем-либо,
подробнее...
Связаны ли между собой понятия: истина и знание? А знание и порядок? А если знания неупорядоченны?
Так оно и есть, знания должны быть упорядочными!
В каком то смысле эти слова синонимы.
подробнее...
Кто может подсказать развернутый ответ к вопросу "соотношение метода и методики исследования"
Любая наука как деятельность прежде всего характеризуется методом. Метод – это совокупность приемов
подробнее...
SOS. 3. Историческое сознание: сущность, формы и функции.
В ходе изучения истории формируется историческое сознание. Историческое сознание — это одна из
подробнее...
Развернутый план, тема "виды знаний". Развернутый план, тема "виды знаний" C8 из ЕГЭ по обществознанию
Виды знаний:
Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер.
подробнее...
Охарактеризуйте науку как особую систему знаний. Охарактеризуйте науку как особую систему знаний.
Сегодня слово «наука» имеет несколько значений. Одно из них: наука — это особая система знаний. В
подробнее...
Назовите абсолютные и относительные истины в науке. Конкретные примеры
Абсолютная и относительная истина
Существуют разные формы истины. Они подразделяются по
подробнее...
Объясните, пожалуйста, чем отличаются эмпиризм и позитивизм?
Эмпири́зм (от греч. έμπειρία — опыт) — направление в
подробнее...
Научное познание, чем отличается от обыденного?
Научное познание отличается от обыденного познания своей системностью и последовательностью, как в
подробнее...
Пожалуйста...помогите срочно найти информацию тему: "Вненаучное знание"....
ВНЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ
- знание, не вписывающееся в жесткие каноны научной рациональности, а также
подробнее...