Офорт что это
Автор Ольга пискарева задал вопрос в разделе Другое
что такое офорт? и получил лучший ответ
Ответ от ЂЭРС[гуру]
Поскольку как гравюра на дереве, так и резцовая гравюра на меди лишь исключительно в руках выдающихся мастеров представляли собой законченные превосходные произведения, исполненные художественной выразительности и живописности, то в начале XVI века возникает еще один вид гравюры на металле, который стал излюбленным жанром для многих великих художников – это офорт.
Основное его достоинство – легкость в изготовлении, чего нельзя сказать ни о резцовой гравюре, ни о ксилографии. Дело в том, что если в двух поименованных техниках нужно прорезать вручную линии на дереве или металле, то в офорте всю эту труднейшую работу выполняет кислота. Металлическая доска (в XVI чаще железная, в XVII-XVIII медная, позднее - цинковая) , употребляемая для обычной резцовой гравюры, покрывается специальным грунтом, устойчивым к воздействию кислоты. На доску, посредством острой стальной иглы, проникая сквозь мягкий грунт, наносится рисунок. После этого доска помещается в азотную кислоту (медная – в раствор хлорного железа) , и нанесенный иглой рисунок протравляется до желаемой глубины. После этого грунт смывается с доски, втирается краска и делается оттиск. В России, именно из-за травления, гравюра офортом часто называлась гравюрой крепкой водкой.
Если говорить о мастерах, то особенно стали известны офорты французского мастера первой трети XVII века Жака Калло, воспроизводящие разнообразные, часто красноречивые, сцены современной жизни. Фламандская школа дала искусству прекрасного офортиста - Антониса ван Дейка, чьи портреты являются прекрасными образцами иконографии XVII столетия.
Но несомненно, что наиболее ценной и целостной является голландская школа офорта, которая в данном случае соперничает с живописью и нисколько ей не уступает. Эта школа представлена Адрианом Ван Остаде, Паулем Поттером, Херкюлесом Сегерсом… Но первенствующим мастером здесь является Рембрандт, который совершенно самостоятельно, без посторонней помощи, постиг искусство офорта и преодолел все трудности этой капризной техники. Рембрандт оставил более трехсот офортов во многих состояниях.
Примерно с середины XVIII столетия, как это ранее произошло и с резцовой гравюрой, появляется отдельное направление - репродукционный офорт. Практически все увражи и книжные иллюстрации середины – второй половины XVIII века выполнены в этой технике.
Но если репродукционный офорт был в своем роде массовой продукцией для XVIII века, то оригинальный офорт продолжил свое существование и являлся «отдушиной» для многих художников-живописцев. Большую известность получили работы Франсиско Гойи, Джованни-Баттиста Тьеполо, Каналетто, Антуана Ватто, Франсуа Буше и многих других. Особняком стоит творчество архитектора и гравера Джованни-Баттиста Пиранези, который был, пожалуй, самым выдающимся офортистом этого века, который оставил много томов увражей с видами Рима, римских древностей, и даже темниц.
Если в XIX столетии, под воздействием новых печатных техник искусство офорта угасает, то к концу столетия оно расцветает с новой силой, причем уже не носит характера «иллюстрации» , а воспринимается современниками как целостное художественное направление в графике. К офорту обращаются почти все знаменитые французские живописцы, начиная с барбизонцев (Камиль Коро, Шарль-Франсуа Добиньи и прочие) , и заканчивая импрессионистами (особенно Эдуард Мане) . Кроме Франции, в конце XIX - начале XX века многие страны дали искусству прекрасных мастеров офорта - Андерс Цорн в Швеции, Адольф Менцель в Германии, Джеймс Уистлер в США, Иван Шишкин и Валентин Серов в России…
Офорт - способ изготовления авторской печатной формы, который соединяет методы ручного гравирования с химическим травлением. Офортом называют и оттиск, полученный на бумаге с авторской печатной формы, изготовленной по данной выше технологии. Офорт - тиражная техника, где каждый оттиск пронумерован и является самостоятельным произведением. Как правило это, в среднем, от 5 до 20 оттисков.
Офорт
(от франц. eau-forte - азотная кислота) , вид гравюры на металле, в
котором углублённые элементы печатной формы создаются путём травления
металла кислотами. Известен с начала 16 в. ; до этого времени линии
изображения на металлической пластине гравировались резцами. Техника
офорта такова, на цинковую (или медную) пластину («доску» ) наносят
кислотоупорный лак, стальной иглой процарапывают слой лака по линиям
будущего изображения до металла, затем пластину помещают в азотную
кислоту (медную - в раствор хлорного железа). Травление производится в
несколько приемов. После первого травления в местах, где отсутствовал
лак, образуются незначительные углубления. Затем места, которые
соответствуют светлым участкам изображения, вновь покрывают лаком и
вторично подвергают травлению, углубляя печатающие элементы, и таким
образом за несколько раз получают желаемую градацию тонов. Для печати
краска закатывается в углубления, её избыток снимается с ровной
поверхности; под действием давления краска переходит на бумагу. В
широком смысле в понятие «офорт» часто включают и другие виды гравюры с
травлением - акватинту, лавис, которые обычно сочетаются со штриховым
офортом, а также мягкий лак и др. Все эти виды (особенно акватинта)
могут, как и штриховой офортом, применяться для цветной печати.