Онтология это
Автор Николай Кузнецов задал вопрос в разделе Золотой фонд
Что такое ОНТОЛОГИЯ? и получил лучший ответ
Ответ от Karina smelciuk[активный]
Онтология (ontologia) — вообще учение о сущем; в особенности так обозначается основная, формальная часть философии в системе Христиана Вольфа, который, следуя Аристотелю, называет ее также “первою философией”. Здесь рассматриваются понятия нечто и ничто, возможное и невозможное, определенное (или действительное) и неопределенное, количество и мера, качество, порядок и истина (определяемая формально, как единство многообразного или согласие различного), свойства и условия действительного бытия — пространство, время, движение, форма, происхождение из другого и переход в другое; наконец, излагается учение о простых единицах реального бытия или монадах (обладающих силою сопротивления, но без способности представления).
Онтология
(от греч. ón, род. падеж óntos - сущее и... логия) , раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. По своему существу О. выражает картину мира, которая соответствует определенному уровню познания реальности и фиксируется в системе философских категорий, характерных для данной эпохи, а также для той или иной философской традиции (материализма или идеализма и т. п.). В этом смысле каждая философская и вообще теоретическая система непременно опирается на определенные онтологические представления, составляющие её устойчивое содержательное основание и подвергающиеся изменениям по мере развития познания.
Термин "О. " был впервые употреблен в философском лексиконе (1613) Р. Гоклениуса (Германия) как синоним метафизики. Получил широкое распространение в школе Х. Вольфа, у которого О. стала обозначать первую, основополагающую часть метафизики, занимающуюся определениями сущего как такового. До начала 19 в. О. развивалась умозрительно, опираясь на спекулятивные представления о скрытых сущностях вещей. Несостоятельность такого учения о бытии, подвергнутая критике в немецкой классической философии, была полностью преодолена марксизмом, который показал необходимую связь и единство О. , гносеологии и логики и, следовательно, зависимость онтологических представлений от наличного уровня и форм познания.
В 20 в. возрастание уровня абстрактности научного познания выдвигает некоторые принципиальные онтологические проблемы: построение адекватной онтологической интерпретации абстрактных понятий современной науки (например, физики элементарных частиц, космологии) и создание теоретического фундамента для современных методологических подходов и направлений (например, онтологический базис системного подхода, кибернетики и т. д.). В современной марксистской литературе вопрос об О. является предметом дискуссии: если одни считают, что О. не имеет права на самостоятельное существование, то, по мнению других, в рамках диалектического материализма О. должна выступать в качестве его особого раздела.
Для ряда направлений современной буржуазной философии (в частности, для феноменологии, экзистенциализма, персонализма) характерны попытки возродить проблематику О. в новом, преимущественно субъективно-личностном ключе - как вопрос о слоях и уровнях бытия личности. Эта линия выражает мироощущение пессимистически настроенного индивида в условиях отчуждения.
ОНТОЛОГИЯ (от греч. on - сущее и logos - учение) - учение о бытии, о сущем, о его формах и фундаментальных принципах, о наиболее общих определениях и категориях бытия. Термин был введен Р. Гоклениусом в 1613, но уже в античной философии сформировались различные варианты О. как учения о бытии как таковом, которое было связано с различением бытия и небытия, подлинного бытия и неподлинного существования. Принципиальный поворот в понимании О. был осуществлен Кантом, который подверг традиционную О. критике за догматизм и натуралистическое понимание бытия и предложил трактовать ее как «аналитику рассудка» , выявляющую фундаментальные принципы полагания реальности человеком.
В XX в. к проблематике О. обращаются философы феноменологической школы в ее широком понимании - Мейнонг, Гуссерль, Шелер, Н. Гартман, Ингарден, а также представители аналитической философии, среди которых своими трудами по О. выделяется Куайн. В первом направлении новая постановка онтологических проблем была связана прежде всего с идеей интенциональности. Это проявилось и в «теории предметов» Мейнонга, и в онтологических анализах Гуссерля. Понимая интенциональность как «сознание о... » и различая в нем акты и их содержание, Гуссерль первоначально трактовал О. как всеобщую феноменологию предметностей сознания, данных в актах переживания, созерцания, понимания. Затем он обратился к анализу изначальных актов конституирования этих предметностей сознания, а позднее отождествил О. с телеологией и исследованием мира возможностей. Онтологическая переориентация в философии, осуществленная Гуссерлем, предполагает «очищение» сознания от различного рода натуралистических привнесений (см. натурализм) , целью чего является достижение созерцания «самих сущностей». В аксиологии Шелера ставится вопрос о способе бытия ценностей в их соотнесенности с актами познания и оценки. Н. Гартман не принял гуссерлевского отождествления О. с анализом конституирующих актов трансцендентальной субъективности и занял более реалистическую позицию, названную им «критической онтологией». Сходная установка воплощена и в трактате Ингардена «Спор о существовании мира» , в котором соединены феноменологический подход, гносеологический реализм и тщательный анализ идущей от Аристотеля традиции онтологической мысли.
Решительная переориентация философского мышления в сторону О. связана с именем Хайдеггера. Фундаментальный вопрос О. - вопрос о бытии как таковом (Sein), а не просто о «сущем» (Seiendes). Историко-философский поиск приводит Хайдеггера к выводу, что проблема бытия адекватным образом ставилась только греками, а именно, досократиками; но уже начиная с Платона происходит уклонение от вопроса о бытии, не тождественном бытию сущего. В этом смысле поздний Хайдеггер называет историю метафизики историей «забвения бытия» .
Лингвистический поворот, характерный для аналитической философии, переводит онтологическую проблематику в план анализа «концептуальных каркасов». В логическом эмпиризме традиционные виды О. рассматривались как проявления метафизики. Отрицая содержательный характер О. , Карнап трактовал ее как «формальную семантику» , выявляющую «языковые каркасы» , в рамках которых высказываются суждения о вещах. Куайн называет О. сферу экзистенциальных допущений используемого нами языка. Эта сфера определяется областью действия «связанных переменных» этого языка, что отразилось в его известном афоризме: «быть - значит быть значением связанной переменной». Исходя из понимания существующих языков как целостных систем, связанных с реальностью различными и неоднозначными способами, Куайн отстаивал тезис о неопределенности перевода, что привело его к вызвавшей продолжительные дискуссии концепции «онтологической относительности» .
А. П. Огурцов
раздел философии, учение о бытии в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности;
10. Философская категория развития обозначает: необратимый направленный процесс качественного изменения объекта; да
104. Понятие "однополюсный мир" характеризует: неуравновешенность сложившейся системы международных отношений; да
113. Какое из определений диалектики соответствует диалектико-материалистическому пониманию мира? это философский метод, учитывающий всеобщую связь и противоречивость развития вещей, явлений, процессов и т. д. да
116. Что такое индивидуализация с точки зрения философии? обособление человека от общества, потеря интереса к политической, экономической и другим сторонам общественной жизни; нет
138. В чем состоит противоречие между системой и методом в философии Гегеля? в том, что в философской системе Гегеля содержится мысль о начале и конце развития Абсолютной идеи, что не согласуется с его диалектической идеей бесконечности развития; да
147. Выделите то, что не относится к основныем факторам социализации личности. природа; да
152. Какая черта не характерна для средневековой философии? провиденциализм; нет
157. Синкретизм является сущностной характеристикой: религии; нет
160. В чем полнее выражен смысл материалистического сенсуализма? в абсолютизации роли чувственного познания, в стремлении вывести все содержание познания из деятельности органов чувств; да
165. Что изучает философия истории? историю философских учений. нет
168. Что в марксизме понимается под надстройкой общества? система идеологических отношений в единстве с общественным сознанием, политическими и юридическими институтами; да
17. Что такое развитие? качественно необратимое, направленное изменение чего-либо; да
21. Сущность природы в Новое время определяется как: природа – противостоящая человеку стихия, которую необходимо подчинить и использовать; да
35. Какое понятие обозначает раздел философии, изучающий возможности познания, отношение знания к реальности, всеобщие предпосылки познания, условия его достоверности и истинности? онтология. нет
37. Природа античной философской мыслью понималась как: божественное творение, последнее звено в иерархии "Бог – человек – природа";нет
38. Всякий ли человек является личностью с точки зрения диалектико-материалистического понимания общества? нет, не всякий: личностью может быть только положительный человек, живущий ради целей общечеловеческого благоденствия. нет
41. Футурология – это наука о: перспективах социальных процессов; нет
5. Термин "вторая" природа означает: измененную в процессе человеческой деятельности окружающую среду; да
58. Кто из античных философов разработал атомистическое учение? Демокрит; да
64. Какое из следующих определений является правильным? материализм – это философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания; да
68. Когда в истории философской мысли происходит концептуальное оформление представлений об обществе, т. е. формируется социальная философия? XVII–XVIII вв.; да
69. Что понимается под природой в средневековой фило¬софии? природа – Божественное творение, последнее звено в иерархии "Бог – человек – природа";да
72. Выделите, в чем заключается специфика современных экологических проблем. глобальность; нет
74. Какой путь получения знаний является приемлемым для средневековой философии? божественное откровение; да
81. Выделите основные свойства, не присущие человеческому сознанию. социальность; нет
85. Какая философская позиция в понимании человека выражена автором: "Человек – произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам, не может освободиться от нее, не может – даже в мысли – выйти из природы" (П. Гольбах)? материалистическая; да
86. Каков главный критерий общественного прогресса в материалистически ориентированных концепциях? степень свободной самореализации человека, неотрывной от его социальной ответственности; нет
87. Ч
101. Укажите, что относится к основным сферам общественной жизни: экономика; нет
105. Какой принцип содержится в высказывании Ф. Аквинского "Философские истины не могут быть противоположны истинам веры"?зависимость разума от веры; нет
107. Какие периоды можно выделить в творчестве И. Канта? докритический и критический; да
130. Что является предметом социальной философии? общество как целостная система во взаимодействии всех ее структурных элементов и наиболее общие законы его развития; да
131. Термин "экологические проблемы" означает: проблемы, возникающие в результате загрязнения окружающей среды в процессе деятельности человека; да
134. В какой период наука становится ресурсом экономики? в эпоху научно-технической революции; да
140. Какой подход в понимании "жизни" характерен для представителей "философии жизни"?идеалистический; да
142. Чем отличается философское понимание материи от естественнонаучных представлений о ней? философия дает обобщенное понимание материи, отвлекаясь от ее конкретных видов, структурных уровней и свойств; да
144. Выделите, что не относится к основным формам рационального познания: восприятие; да
145. С точки зрения деятельностного подхода общество определяется как: процесс коллективного бытия людей; да
149.Сферой общественной жизни, связанной с производством и распределением материальных благ, является: экономическая; да
155. В каком из направлений русской философии XIX–XX вв. решается проблема единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности? космизм; да
168. Что в марксизме понимается под надстройкой общества? система идеологических отношений в единстве с общественным сознанием, политическими и юридическими институтами; да
19. Какое из следующих высказываний наиболее точно выражает марксистское понимание практики? практика – это деятельность человека по освоению и преобразованию природного и социального мира, в которой имеются и материальный, и духовный компоненты. да
39. Выделите главную производительную силу. человек; да
42. Кто из перечисленных античных философов является объективным идеалистом? Платон. да
5. Термин "вторая" природа означает: измененную в процессе человеческой деятельности окружающую среду; да
64. Какое из следующих определений является правильным? материализм – это философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания; да
76. Какое понятие является исходным в философской системе И. Фихте? Я; да
77. Как характеризовал сущность человека К. Маркс? как совокупность "всех общественных отношений";да
79. Какая из указанных черт не свойственна философскому мировоззрению? образность; да
80. Что означает философское понятие "атрибут"?неотъемлемое свойство субстанции; да
84. Что не относится к сущностным особенностям современных экологических проблем: узкорегиональная специфика; да
89. Кто из перечисленных философов относится к эпохе Античности? Сартр, Камю, Ясперс; да
9. Выделите основные, на Ваш взгляд, черты, не свойственные современному этапу развития цивилизации: ускорение темпов социально-экономического и научно-технического развития; нет
91. Кто из перечисленных мыслителей является гуманистом эпохи Возрождения? Л. Вала, П. делла Мирандола; да
93. Кого из перечисленных мыслителей нельзя отнести к основоположникам позитивизма? А. Шопенгауэра. да
94. Кто из перечисленных мыслителей не является представителем экзистенциализма? К. Поппер. да
95. Что такое онтология? учение о бытии; да
96. Выделите основные виды неорганической материи. вещество; да
Бытие - есть бытие сознания, наделяющего мир вторичным бытием. Нет сознания, нет бытия. Отсюда вся онтология.
что изучает онтология, что является ее предметом?
Онтология - это раздел философии, изучает принципы бытия, его
подробнее...
что такое онтология культуры. помогите срочно найти определение
онтология-это учение о бытии, Онтология культуры-пытаюся дать св. опр-е- место культуры как сферы
подробнее...
какова предметно-проблемная область онтологии
Онтология – это шестерка вида:
<c,>, где
C – множество классов,
подробнее...
Что такое "ОНТОЛОГИЯ" И "ГНОСЕОЛОГИЯ"???
ОНТОЛОГИЯ - раздел философии, учение о бытии ( в отличии от гносеологии - учения о познании), в
подробнее...
Отличия онтологии от метафизики?
Онтология (от греч. ontos - сущее и logos - слово, учение) - это учение о бытии как таковом; раздел
подробнее...
что изучает онтология?
Онтоло́гия (от греч. ón, род. п. óntos — сущее и ...логия), раздел философии, учение
подробнее...
тест по философии
1 Кто впервые ввел термин «бытие»:
Выберите один ответ:
Парменид
2 Учение,
подробнее...
что такое философия?
Что такое философия
Философия - самая древняя область знания. Возникла одновременно в
подробнее...
Онтология, гносеология, аксиология как основные разделы философии.
Онтология (от греч. ón, род. падеж óntos - сущее и... логия) , раздел философии, в
подробнее...
гносеология - это...
Ой. как все умно отвечают! Дальше некуда!
Гносеология - это просто теория познания. Т.е. та
подробнее...
Тенгри.. Тенгрианство? Что Вам известно об этом??
Тенгрианство - религия, основанная на вере в Создателя, предположительно возникла в конце II -
подробнее...