Автор татьяна орлянская задал вопрос в разделе Другое
описание картины кустодиева портрет шаляпина и получил лучший ответ
Ответ от Laura Petrarkina:)[гуру]
Почти единодушно мнение критики о том, что портрет этот лучший среди всех
портретов написанных Борисом Михайловичем Кустодиевым.
Высокую оценку творчества дал Анатолий Васильевич Луначарский в своей
работе « Статьи об искусстве». Он писал « В нем не только хорош здоровый,
ясный, сочный реализм техники; хорошо и что его жизнь- живая, кипучая,
разнообразная, разноцветная жизнь, реальность сама по себе, а не как
предлог для колористических эффектов… В чем ищет он живописание? В
подлинных проявления человеческой жизни» *
Существует два мнения о жанре анализируемой далее работы Бориса
Кустодиева. Валериан Михайлович Богданов –Березовский считает, что работа
не является портретом, а большой сюжетной композицией, « в которой самый
портрет вынесенный на передний план, играет роль главного, но все же
составного компонента». **
Мнение остальных критиков единодушно- « Портрет Ф. И. Шаляпина»
является портретом – картиной.
Среди всех портретов написанных Кустодиевым, так же как и среди
портретов Шаляпина, написанных разными художниками, кустодиевский Шаляпин
признаётся лучшим.
В этом вопросе критики на редкость единодушны вплоть до сегодняшнего дня.
Первым, кто дал самую высокую оценку портрету, был сам Шаляпин. Он
купил портрет и не расставался с ним до конца жизни.
На фоне плоскостного, яркого лубочного пейзажа, изображающего
ярмарку, стоит огромная, подавляющая все своим размером фигура Шаляпина. На
нем подбитая бобровым мехом шуба и такая же меховая шапка с бархатным
верхом. Он только что поднялся сюда: шуба его распахнута, разноцветный
вязаный шарф развивается по ветру. У ног его любимый бульдог Ройка.
Праздничная феерия кустодиевской ярмарки разворачивается за его
спиной. И центром, вершиной всего этого мира является человек, в котором
широта, размах, талантливость, жизнелюбие русского народа сказались с
огромной полнотой. Вероятно, нигде размышления Кустодиева о национальном
своеобразии русского народа не нашли такого конкретного воплощения как в
этом портрете.
Шаляпин оглядывается. Вокруг него сверкающий солнечной улыбкой,
убранный чистым снегом- русский город. На просторной заснеженной площади,
окаймленной заиндевевшими пушистыми березами, кипит веселый праздник
широкой масленицы. Березы там невыразимо высокие, возвышенные парящие над
землей в белом инее, как фонтаны из снега. Повсюду оживленная толпа.
В выписывании ярмарки Кустодиев со всей щедростью разбросал запасы
своей неистощимой наблюдательности, заполнив живописное пространство
множеством фигур, предметов, движущихся линий
7
переливающихся красок. Это фон постепенно становился все ярче, обрастал
цветовой плотью -отливал розовым снег, испещренный голубыми тенями, желтели
наскоро сбитые временные дощатые павильоны балаганов и высоких ледяных гор;
лоснилась, вздымаясь к верху, густая гроздь надувных
шаров; «мигали» , вспыхивая то синими, то алыми, то желтыми, то коричневыми
бликами, многочисленные снующие фигуры.
Это была почти оперная полиграфия красочных пятен, человеческих групп,
расположенных, как почти всегда у Кустодиева, несколькими планами уходящей
вглубь перспективы, сзади и ниже огромной фигуры, высящейся на переднем
плане.
Позади артиста и значительно ниже его ног в лакированных туфлях со
светлыми гетрами, возле афиши, оповещающей о его концерте, проходят три
человека- мужчина, заложивший руку за борт пальто, и две девочки. Эти
фигуры писались с Исая Григорьевича Дворщина -секретаря и друга Шаляпина-
и дочерей певца- Марфы и Марины. Все трое замедляют шаги и с восхищением и
любопытством снизу вверх взирают на артиста, как нечто недосягаемое.
В чем по вашему мнению заключается комичность ситуации, описанной в отрывке из воспоминаний Вс. Рождественского
Если ты имеешь в виду воспоминания Вс. Рождественского о том, как Шаляпина, в его медвежьей шубе,
подробнее...