Автор Влад Смолыгин задал вопрос в разделе Архитектура, Скульптура
Византийский стиль древнерусской архитектуры и живописи? Византийский стиль древнерусской архитектуры и живописи и получил лучший ответ
Ответ от ЄЕЛИКС.[гуру]
Византийский стиль", понимаемый в узком смысле как архитектурное течение Нового времени, основанное на заимствовании элементов собственно византийского средневекового зодчества, является "сквозным" для русской архитектуры и играет в ней отнюдь не эпизодическую роль. Достаточно вспомнить, что его элементы появляются впервые в XVIII веке
Отметим сразу, что под "византийским стилем" мы имеем в виду современное значение этого термина и оставляем за скобками как опосредованные византийские влияния, связанные с продолжительным господством в храмовом зодчестве крестово-купольной системы и с теологической символикой, т. е. со структурными особенностями храмов, так и то, что, в силу неразработанности проблемы отношения русской и византийской архитектуры, причисляли к "византийскому стилю" в середине и второй половине XIX века - прежде всего "русско-византийский" стиль. Последний, получивший широкое распространение благодаря творчеству К. А. Тона
В современном искусствознании для обозначения исследуемого явления применяются различные определения - "византийский стиль", "ново (нео) византийский стиль", "византизм (византинизм) ". Сам термин "византийский стиль" до сих пор используется неоднозначно.
По мере развития "византийского стиля" идет процесс появления и видоизменения свойственных ему типов композиций. Так, для первого этапа характерны крестово-купольные трехапсидные композиции, появляется и базиликальное решение. На втором этапе в архитектурную практику вводятся кресчатые, октагональ-ные композиции, а также тетраконхи и бесстолпные квадратные в основной части плана решения. Преобладают одноглавые храмы. На третьем этапе все эти варианты продолжают существовать, взаимодействуя и дополняясь пятикупольностью, колокольнями, кольцевыми ризницами вокруг одной апсиды. Окончательно определяются приемы оформления барабанов, центральной закомары. На четвертом этапе широко используются, наряду с другими, базиликальная композиция и различные модификации крестово-купольной
Проблемам монументальной храмовой живописи второй половины XIX - начала XX вв. посвящено не столь значительное число публикаций. Прежде всего следует назвать "Русский стиль" Е. И. Кириченко, в котором определены основные моменты, отличающие росписи второй половины XIX - начала XX века от предшествующих (сокращение числа росписей, повторение выдающихся композиций, появление копий станковых картин, широкое введение неканонических исторических сюжетов, русских святых и т. д. )
На протяжении первых двух периодов попытки осмысления византийской традиции в храмовой живописи и убранстве интерьеров зачастую были либо не сязаны с "византийскими" храмами, либо оставались в нереализованных проектах. Росписи же "византийских" храмов находились в русле академизма. Постепенно в эти росписи проникали византийские влияния сначала в виде отдельных деталей, затем формы и размеров иконостасов, характеpa орнаментов, наконец, системы росписей и - в некоторой степени - эволюции их стиля в сторону усиления плоскостно-деко-ративных начал. Однако только монументальная живопись Владимирского собора Киева обозначила здесь стилистический прорыв. Модерн, византийские, древнерусские, раннеренессансные заимствования, влияние академизма и народной традиции явились основными составляющими монументальной живописи "византийских" храмов конца XIX - начала XX веков. На основании двух первых из них, находивших параллели в архитектуре, стало возможным создание синтетических решений ряда "византийских" храмов четвертого периода.
Источник: Автор научной работы: Кишкинова, Евгения Михайловна Ученая cтепень: кандидат искусствоведения Место защиты диссертации: Санкт-Петербург Код cпециальности ВАК: 17.00.04 Специальность: Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat
Русско-византийский стиль в архитектуре Что в этот стиль входит и т. п.
Термин русско-византийский стиль возник в 1830 году и проявился в архитектуре церквей, храмов и
подробнее...
исаакиевский собор в санкт-петербурге
Исаакиевский собор - выдающийся памятник русской архитектуры XIX века и одно из величайших в мире
подробнее...
архитектура в россии в 19 веке
Первые десятилетия XIX в. в России прошли в обстановке всенародного подъема, связанного с
подробнее...
Сообщение по истории)) помогите пожалуйста...
Первые десятилетия XIX в. в России прошли в обстановке всенародного подъема, связанного с
подробнее...
В каком городе находится самый высокий собор в России ?
В Санкт-Петербурге находится самый высокий в России собор, он же самое высокое здание в
подробнее...
в каком стиле выполнен Исаакиевский собор?
Исаакиевский собор — последнее крупное сооружение, построенное в стиле русского классицизма, в
подробнее...
Почему римский архитектурный стиль снова вошел в моду?
Еще император Адриан, страстный поклонник предметов старины, назвал Рим Вечным городом. Даже сейчас
подробнее...
Основные стили направлений в культуре Западной Европы ( архитектура)
Романский стиль, Готический и архитектура эпохи Возрождения.
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ. Первым
подробнее...
Где была построена первая триумфальная арка? для каких целей...
Триумфальные арки возникли в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда
подробнее...
Чем базилики "каролингского возрождения" отличаются от раннехристианских? Вопрос по МХК
Четкая протяженность по сторонам света, толстые стены для защиты от нападений (городов, как
подробнее...
В каком году основан город Сочи?
Когда и как основали город Сочи
По существу, в мировой практике датой основания любого
подробнее...
кто первый открыл перспективу?
Считается, что вроде как греки-пифагорейцы и итальянцы-возрожденцы
открывают линейную
подробнее...
нужна очень история костюма цыган!!
Цыгане
Бытует мнение - цыганский национальный костюм носит элементы индийского фасона.
подробнее...