Автор Ксения Кузьмина задал вопрос в разделе Другое
основные темы и идеи произведений чехова "крыжовник","ионыч", "человек в футляре" и получил лучший ответ
Ответ от Alexey Khoroshev[гуру]
Рассказаы Чехова 1898 года – «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви», - связаны между собой и получили название «Маленькой трилогии».Эти рассказы посвящены исследованию трех основных сторон общественной жизни: в области власти – «Человек в футляре», в области собственности – «Крыжовник», в области семьи – «О любви». Рассказы являются опровержением основ существующего в России общественного строя. Учитель греческого языка гимназии Беликов в рассказе «Человек в футляре» – образ нарицательный, он олицетворяет общественное явление, получившее название «беликовщины». Беликов жил и мыслил «футлярно», то есть по казённым образцам, боясь отступить от правил (в особенности по части морали), осуждал всё новое, говоря «... как бы чего не вышло». Футлярность Беликова проявлялась и внешне: он ходил постоянно в галошах, всегда под зонтом, в темных очках, в «теплом пальто на вате», с поднятым воротником, как будто хотел спрятаться, окружить себя оболочкой, создать себе футляр, который защитил бы от внешнего мира. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге. И чтобы преодолеть свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое. Футлярность набирает силу, футлярным становится образ мысли. Он отгородился от живой жизни. Но это не безобидный человек. Он давил, угнетал всех на педсоветах - и ему уступали. Он держал в руках всю гимназию целых 15 лет. И не только гимназию, но и весь город. Никто не любил Беликова, но все боялись его, потому что он олицетворял дух официальной политики, и воплощал характерные особенности русской государственности с ее ненавистью к свободомыслию и страхом перед ним. Добровольная роль доносчика, фискала Беликову вполне к лицу. Неудивительно, что под влиянием таких людей как Беликов, в городе стали бояться всего: громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги. С приходом в гимназию новых людей заканчивается век Беликова. Он умирает, достигнув, наконец, по ироничному замечанию автора, «своего идеала». Он оказался в таком футляре, из которого уже никогда не выйдет.
Рассказ «Крыжовник» начинается описанием просторов России, которые нужны человеку, чтобы проявить все свойства и особенности своего свободного духа. По контрасту с этими мыслями звучит рассказ старого ветеринара Ивана Ивановича о судьбе его брата Николая. Это новый вариант «футлярного» существования, когда все помыслы человека сосредотачиваются на собственности, вся жизнь уходит на приобретение усадьбы с огородом, в котором растет крыжовник.Николай женился на старой некрасивой жене, без всякого чувства, только потому, то у неё водились деньжонки, и под старость лет достиг желаемой цели.Это уже не робкий бедняга чиновник, а новоявленный барин; говорит он одни только истины и таким тоном, точно министр: «образование необходимо, но для народа оно преждевременно, телесные наказания вообще вредны, но в некоторых случаях они полезны и незаменимы». А по вечерам ест кислый, но зато свой собственный, не купленный крыжовник и все повторяет: «Как вкусно! Ах, как вкусно! Ты попробуй!» Иван Иванович удивлен: как много довольных, счастливых людей! Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания.
В рассказе «Ионыч» писатель показывает «примерную» судьбу современного ему героя-интеллигента. Вначале перед нами предстает молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев. Он самоотверженно трудится в больнице, но вскоре понимает, что его деятельность бессмысленна, больных не становится меньше, надо заводить частную практику, чтобы упрочить материальное благополучие. Так произошло «первое» отступление человеческого начала в докторе. Старцев терпит крах и в любви. Дмитрий Ионыч воздвигает вокруг себя некую «крепость», футляр, защищающий его от потрясений. Лучше всего эту роль выполняют деньги. Поэтому Ионыч копит их. Неуловимо для читателей произошло перерождение доктора Дмитрия Ионыча Старцева в Ионыча, «ожиревшего» душой человека.
Источник: Полностью: ;
Нужна помощь. Назовите главную идею произведения А. П. Чехова "Толстый и Тонкий"
Рассказ «Толстый и тонкий» — одно из ярчайших произведений Антона Павловича Чехова.
Основная
подробнее...
Основные темы и идеи произведений Чехова «дама с собачкой»
Тема проста, а для обывателей она еще и повод для довольно скользкой сплетни: курортный роман и его
подробнее...
Основные темы и идеи произведений А. П. Чехова: «Крыжовник»?
Герой рассказа «Крыжовник» долгие годы страстно стремился приобрести свое собственное имение, «есть
подробнее...
Помогите... Символика в произведении "Вишневый сад"
Вишнёвый сад, являющийся одновременно и фоном действия, и действующим лицом, и всеобъемлющим
подробнее...
Сочинение-Размышление на тему: "Литература как искусство слова".
Литература работает со словом – главное её отличие от других искусств. Значение слова было дано ещё
подробнее...
Авторская позиция А. П. Чехова
Авторская позиция в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре»
В 80-х годах, когда Чехов
подробнее...
В чем схожесть и различность рассказов А. П. Чехова "Тоска" и "Смерть чиновника"?
И в том, и в том рассказе маленькие, никому не нужные люди: извозчик Иона и чиновник Червяков. У
подробнее...
Почему Гоголь, Пушкин, Куприн
ЧЕХОВ Антон Павлович (1860, Таганрог, – 1904, Баденвейлер, Германия) , русский писатель.
подробнее...
анализ произведения чехова " после театра"" помогите плиииззз!!!:):)
Анализ произведения Ранние рассказы А. П. Чехова, полные искреннего, заразительного, беззаботного
подробнее...
Чем интересна система Станиславского ?
Система Станиславского возникла как обобщение творческого и педагогического опыта Станиславского,
подробнее...
какая может быть основная мысль или тема рассказа А.П.Чехова 'скрипка Ротшильда'?
идея - бессмертия человеческой души.
Главный герой рассказа Яков Бронза -гробовщик.
подробнее...
о чём заставляет задуматься палата №6 А. П. Чехова?
О том, где проходит грань между здравомыслием и
подробнее...