Овинник
Автор *♥* ☭ *♥* задал вопрос в разделе Прочее непознанное
Овинник.. . Что знаете о нём? (+) и получил лучший ответ
Ответ от АлчEноК[гуру]
Овинник - Гуменник - в славянских поверьях помощник домового - домовой дух - главный в овине и сарае. Следит за скотиной, гривы любимым лошадям расчесывает, а так же любимым домашним животным - котам и собакам . Следит чтобы лиса малых утят и цыплят не утащила.
Овинник с любимым котом - автор куклы Стася Александрова
Описания овинного духа немногочисленны и вполне определенны: как и другие духи – обитатели крестьянского подворья, он чаще слышим, чем видим.
Овинник (подовинник) может быть громадным черным котом «с глазами как угли» ; он появляется в облике собаки; темен, лохмат, мохнат, оборачивается медведем . Однако чаще всего овинный – человек: он обычного роста, но с всклокоченными, «дымными» волосами ; (так же описывали Архангельские крестьяне и овинницу) ; очень высокий (Олон.) ; овинный «хозяин» старик или покойник, а также может принять облик кого-то из членов семьи. «Молотили мы в усадьбе на Пулове. Вечером, когда уже совсем посадили овин, затеплили теплинку, сели все в подовине, разговариваем, кто что рассказывает. Как вдруг рявкнет наверху, да таково толстым голосом, да как ударит в дверцу; мы тут все испугались и притихли, потому что знали, что наверху никого нет.. . Значит, это был не кто иной, как он. Выйти из подовина боимся, но я был посмелее других. «Братцы! – говорю. – Я пойду вперед, а вы сзади! » Вышел этто и вижу, как старик прошел мимо и прямо опять прошел наверх. Мы туда за ним, нас было шестеро. Поискали, поискали да никого так и не нашли,
На традиционное местообитание овинника указывает одно из его имен: подовинник. По поверьям, он сидит в нижней части строения, где разводится огонь, в яме под сушилом. Говорят, что он «следит за работой» ; иногда овинный сам трудится в овине, приняв облик крестьянинаОвинник – полновластный «хозяин» овина, но он не любит не только когда его видят, но и упоминают попусту: «Лет восемь тому назад молотили мы [..,] последний овин да вечером легли в подовине спать. Нас в овине было пять человек. Один из мужиков, Егор, и говорит: «Ну и подовиннику теперь весело, ишь как нас много! » Скоро все уснули. А я с Егором лег рядом, лежим, не спим. Вдруг слышим, что кто-то сверху снопы перекладывает. Егор меня спрашивает: «Неужели уж Анисим пришел и сваливать начал? » Сами испугались. Потом опять затихло. Вдруг стукнуло в ворота. Мы думали, что и вправду Анисим идет. Потом и начало молотилами да граблями кидать, только стукотня идет; так и не спали до утра. Утром нашли все разбросанным: грабли, молотила – все раскидано по гумну. С тех пор полно под-овинника поминать на ночь в овине»
Овинный «хозяин» гневается, когда к нему относятся без должного уважения, мешают, пытаются выжить с его любимого места у огня: «В овинах живут овинники, которые имеют вид старика. Однажды крестьянин деревни Острова пришел сушить овин, видит – у теплины сидит овинник и печет картофель! Мужик сотворил молитву и ожигом (палкой, которою шевелят огонь в теплине) хватил нечистого наотмашь. Овинник побежал и с угрозою произнес: «Я тебе припомню! » На другой день овин и сгорел»
Источник: Овинный ревностно следит за тем, чтобы овин не топили в неустановленные, праздничные дни. Согласно обычаям, овины начинали топить приблизительно со дня Феклы Заревницы (7 октября) . Этот день, а также Воздвиженье (27 сентября) и Покров (14 октября) считались «овинными именинами» : овин «отдыхал» , а молотильщиков, овинного «хозяина» или даже сам овин угощали, чаще всего кашей, пирогами. Приносили в овин и петухаТех, кто нарушал праздники, овинник наказывал. По рассказу из Калужской губернии, он согнул в дугу силача, топившего овин в день Феклы Заревницы. Он мог сжечь овин, погубить находящихся в нем людей. Время окончания работ в овине – также праздник, «овинные именины» . В Московской губернии овину в этот день приносили угощения; на Вологодчине низко кланялись и говорили: «Спасибо, батюшко-овинник, послужил ты нынче верой и правдой!» ; в Новгородской губернии овинного благодарили: «Спасибо, хозяинушко батюшко, что подсобил обмолотиться! » (а при начале обмолота просили у «хозяина» разрешения топить овин) . В Сибири после завершения работ в овине оставляли гостинцы и необмолоченный сноп «суседку-овинному» . Чествовали овин и овинника и в день Кузьмы и Демьяна, 14 ноября, когда несли в овин кашу и ходили «проздравлять» И овин, и овинный «хозяин» во всех этих поверьях и обычаях предстают живыми существами, обращаться с которыми нужно с почтением и опаской. В овине сушатся и обмолачиваются снопы, приумножается достаток семьи, в то же время в нем легко возникают пожары, которые во многих губерниях России приписывались гневу или причудам овинного «хозяина» . Бережное и суеверное отношение к овину, стремление умилостивить его очень давнее: «В летописи мы встречаем точные и определенные указания на то, что овины служили у наших предков-язычников местом поклонения огню.. . «и огневи молятся под овином» , – говорит летописец. Сам овинник – дух, охраняющий овин, есть, по всей вероятности, не что иное, как олицетворение овинного огня» Тем не менее считать овинника лишь олицетворением огня нельзя. Он полновластный «хозяин» всей постройки, связан с хлебом, растительностью, плодородием, с благополучием семьи. Овинник (иногда смешиваемый с покойниками) , возможно, и предок, покровитель семьи. Облик овинника сложен, двойствен и вызывает у крестьян противоречивые чувства: связанный с огнем, жестокий и своенравный овинный может «запихать в печь» , сжечь, убить; на Вологодчине крестьяне старались не топить овин поодиночке. Тем более опасались ночевать в овине. С другой стороны, овинный «хозяин» мог дать хороший примолотЛюди старались не ссориться с овинником, они всевозможными способами старались угодить и задобрить его, чтобы тот незловредничал. Опытные хозяева всегда спрашивали у овинника «разрешения» прежде, чем затопить овин. А помимо «разрешения» , они просили овинника следить за овином, чтобы не случилось чего-нибудь дурного. А после полного окончания работы, поднося овиннику угощения люди благодарили его за помощь.
Овинник - в славянских поверьях он главный в овине и сарае. Следит за скотиной, гривы любимым лошадям расчесывает. Следит чтобы лиса малых утят и цыплят не утащила. Добрый дух. (славянская мифология) .
Овинники не разрешали мужчинам вести большие хозяйственные дела накануне значимых дат и праздников, растапливать огонь, если на улице разбушевался ветер. Ослушавшегося хозяина овинник мог ударить в бок, да так, что тот долго еще приходил в себя. А сделав это, существо хохотало и хлопало в ладоши, кто-то говорил, что слышится при этом лай собак.
Если расточительные хозяева не любили своего овинника, относились к нему неуважительно, разозлившись, тот мог поджечь их овин. Зная это, славяне всячески старались ублажить своего хранителя овинов. Только вот угодить ему было не так-то просто. Конечно, овинники, как и другие мистические существа славянской культуры, любили, когда им делают всевозможные подношения. К примеру, очень нравились ему жертвенные петухи, их кровью он метил углы овина, да и хозяйские пироги были для овинника хорошим даром.
После окончания осенней пахоты, принеся в сарай последний сноп сена, хозяин всегда снимал головной убор и кланялся, приговаривая какую-нибудь присказку в угоду своему овиннику. А в холодные зимы, в приход святок, молодые незамужние девушки гадали в пустом овине с наступлением полночи, чтобы предсказать, кто будет их суженым. В окошко девица просовывала руку, приговаривая присказку, а овинник дотрагивался до ее руки, заденет голой рукой, быть ей замужем за бедным, а прикоснется мягкой мохнатой лапой – муж будет богат, не прикоснется вовсе – ходить девице в девках еще год.
Овинник - кто это и что о нем известно?
#yaimg53738#
Овинник - в славянских поверьях он главный в овине и сарае. Следит за скотиной,
подробнее...
домовой тоже славянский бог?
да
"Низших" богов, а точнее - духов, можно условно поделить на две группы: духов "домашних", то
подробнее...
существует ли разная нечисть вроде русалок, барабашек, вампиров, оборотней, и т. д или это всё сказки...
Нечистая сила (нечисть)
Нечистью (нечистой силой) наши предки называли низших
подробнее...
Будьте добры, перечислите русскую нечисть (Лешие, водяные, кикиморы) . Но - редкую! И желательно - что за зверь =)
Овинник - домашний дух, живущий в овине и охраняющий хлеб от порчи. Представляли его в образе
подробнее...
существо из восточнославянской мифологии.
Заложные покойники — люди, умершие не своей смертью (утопленники, самоубийцы, опойцы и т. д.) , а
подробнее...
Чем домовой отличается от барабашки?
Домовой, барабашка
Домовой (славянская мифология) — дух бескрылый, бестелесный и
подробнее...
Украшения русской избы
Мир русской избы
В мире человека Древней Руси все живет: реки текут, ветры дуют, солнце
подробнее...
Какая религия была на Руси до Христианства?
Язычество. Было много богов. Главный бог - Перун. Перун повелевал небесными явлениями (громом и
подробнее...
Нечисть или "чисть"?
У Виталика Вешлёва, городского жителя, в деревне был старый дом и баня, что топилась по-черному. А
подробнее...
Что символизирует образ петуха в разных странах?
Петух В основе мифологического образа Петуха во многих традциях – его связь с солнцем. Как и
подробнее...
в каких существ верили древние словяне
"Второстепенными" божествами были те, которые жили бок о бок с человеком, помогали ему, а иногда и
подробнее...
какие языческие традиции были до христианской Руси?
Язычество - это религиозная форма освоения человеком мира. Религиозные взгляды древних славян
подробнее...
Какие боги были у древних славян?
Ярила-он бог весеннего солнца, погибающий и возрождающийся, богом плодородия, размножения и
подробнее...
Что символизирует ПЕТУХ в культурах разных народов?
В основе мифологического образа Петуха во многих традциях – его связь с солнцем.
Как и солнце,
подробнее...
как узнать, живет ли в квартире домовой? И как правильно себя с ним вести?
Домовой (славянская мифология) — дух бескрылый, бестелесный и безрогий, который живёт в каждом доме
подробнее...