Автор Јумахер 509 задал вопрос в разделе Образование
"Парадокс неожиданной казни" или "парадокс узника" что это? и получил лучший ответ
Ответ от Дарья Черненко[гуру]
Появился великолепный новый парадокс", — так начиналась мало понятная для непосвященного статья Майкла Скривена в июльском номере британского философского журнала Mind за 1951 год. Скривен занимал кафедру философии науки в Университете штата Индиана, и в подобных вопросах с его мнением нельзя было не считаться. Парадокс действительно оказался великолепным. Достаточное тому подтверждение — более двадцати статей о нем в различных научных журналах. Авторы, среди которых были известные философы, сильно разошлись во мнениях относительно того, что следует считать решением парадокса. За многие годы ни к какому соглашению прийти не удалось, так что парадокс и поныне является предметом горячих споров.
Неизвестно, кому первому пришла в голову идея парадокса. Согласно У. В. Куайну, логику из Гарвардского университета, автору одной из упоминавшихся выше статей, впервые об этом парадоксе заговорили в начале сороковых годов нашего века, нередко формулируя его в виде головоломки о человеке, приговоренном к смертной казни через повешение.
Осужденного бросили в тюрьму в субботу.
— Тебя повесят в полдень, — сказал ему судья, — в один из семи дней на следующей неделе. Но в какой именно день это должно произойти, ты узнаешь лишь утром в день казни.
Судья славился тем, что всегда держал свое слово. Осужденный вернулся в камеру в сопровождении адвоката. Как только их оставили вдвоем, защитник удовлетворенно ухмыльнулся.
— Неужели не понятно? — воскликнул он. — Ведь приговор судьи нельзя привести в исполнение!
— Как? Ничего не понимаю, — пробормотал узник.
— Сейчас объясню. Очевидно, что в следующую субботу тебя не могут повесить: суббота — последний день недели, и в пятницу днем ты бы уже знал наверняка, что тебя повесят в субботу. Таким образом, о дне казни тебе бы стало известно до официального уведомления в субботу утром, следовательно, приказ судьи был бы нарушен.
— Верно, — согласился заключенный.
— Итак, суббота, безусловно, отпадает, — продолжал адвокат, — поэтому пятница остается последним днем, когда тебя могут повесить. Однако и в пятницу повесить тебя нельзя, ибо после четверга осталось бы всего два дня — пятница и суббота. Поскольку суббота не может быть днем казни, повесить тебя должны лишь в пятницу. Но раз тебе об этом станет известно еще в четверг, то приказ судьи опять будет нарушен. Следовательно, пятница тоже отпадает. Итак, последний день, когда тебя еще могли бы казнить, это четверг. Однако четверг тоже не годится, потому что оставшись в среду живым, ты сразу поймешь, что казнь должна состояться в четверг.
— Все понятно! — воскликнул заключенный, воспрянув духом. — Точно так же я могу исключить среду, вторник и понедельник. Остается только завтрашний день. Но завтра меня наверняка не повесят, потому что я знаю об этом уже сегодня!
Короче говоря, приговор внутренне противоречив. С одной стороны, в двух утверждениях, из которых он состоят, нет ничего логически противоречивого, а с другой — привести его в исполнение, оказывается, невозможно. Именно так представлял себе парадокс Д. Дж. О'Коннор, философ из Эксетерского университета, первым опубликовавший статью об этом парадоксе (Mind, July 1948). В формулировке О'Коннора фигурировал офицер, объявляющий своим подчиненным о том, что на следующей неделе должна состояться тревога, о которой никто не должен знать заранее вплоть до 18.00 того дня, на который она назначена.
"Как легко видеть, — писал О'Коннор, — из самого определения следует, что никакой тревоги вообще быть не может". О'Коннор, по-видимому, имел в виду, что объявить тревогу, не нарушив при этом вышеприведенного условия, невозможно. Аналогичного мнения придерживаются и авторы более поздних статей.
Парадокс неожиданной казни — логический парадокс, также известный как парадокс узника.
Первым (в июле 1948) опубликовавал статью об этом парадоксе Д. Дж. О’Коннор, философ из Эксетерского университета.
В формулировке О’Коннора фигурировал офицер, объявляющий своим подчиненным о том, что «на следующей неделе должна состояться тревога, о которой никто не должен знать заранее вплоть до 18.00 того дня, на который она назначена» .
Другая формулировка парадокса
Преступника, приговорённого к казни, однажды в воскресение вызвал начальник тюрьмы и сообщил ему:
* Вас казнят на следующей неделе в полдень.
* День казни станет для вас сюрпризом, вы узнаете о нем только когда палач в полдень войдет к вам в камеру.
Начальник тюрьмы был честнейшим человеком и никогда не врал.
Заключённый подумал над его словами и улыбнулся: «В воскресенье меня казнить не могут! Ведь тогда уже в полдень субботы я буду знать об этом. А по словам начальника я не буду знать день своей казни. Следовательно последний возможный день моей казни — суббота. Но если меня не казнят в пятницу, то я буду заранее знать что меня казнят в субботу, значит и ее можно исключить. » Последовательно исключив пятницу, четверг, среду, вторник и понедельник преступник пришел к выводу, что начальник не сможет его казнить выполнив все свои слова.
Читал об этом парадоксе у Мартина Гарднера лет 20–25 назад. Спасибо за напоминание 🙂
Есть и другие вариации этого парадокса:
1) с яйцами.
Человеку говорят, что ровно одно из нескольких (например, семи) яиц варёное, остальные сырые. Пр этом ему говорят, что узнать, которое из яиц сварено, он сможет только дойдя до него.
Соответственно, обратным переьром человек убеждается, что ни одно из яиц не может быть варёным.
Тем не менее, взяв какое-то из яиц (неважно, какое по счёту) и убедившись, что яйцо действительно сварено, он понимает, что всё оказалось справедливо: он действительно не знал о том, какое из яиц окажется варёным, до тех пор, пока не взял его в руки.
Разновидность — несколько коробок, ровно в одной из которых лежит какой-либо предмет, а остальные пусты.
2) чуть усложнённый вариант: с подарком на юбилей свадьбы.
Муж говорит жене:
— Дорогая, на наш юбилей я сделаю тебе сюрприз: gjдарю то самое золотое кольцо, которое мы с тобой неделю назад видели у ювелира.
Жена думает: если это будет сюрприз (т. е. неожиданность) , то это не может быть ТО САМОЕ кольцо, о котиором она уже знает. И ждёт от мужа другого подарка. И когда в день юбилея муж преподносит ей ТО САМОЕ кольуо, для неё это действительно оказывается СЮРПРИЗОМ.
P. S. Конец исходного парадокса печален: человека казнят в какой-то из дней (любой!) , и он действительно не знает об этом вплоть до того, как к нему в камеру войдёт палач.