Автор Ёветлана Стенникова задал вопрос в разделе Домашние задания
"Февраль. Достать чернил и плакать!.. " Пастернак. какой подтекст у стиха. и получил лучший ответ
Ответ от Alexey Khoroshev[гуру]
Читая это стихотворение, сразу замечаешь постоянно повторяющийся звук «р» : « Февраль », « чернил », « феврале », «навзрыд» , «грохочущая» , «горит» и т. д. Благодаря такой аллитерации стихотворение становится похоже на одно большое рыдание. Сначала Пастернак словно бы сдерживает его, используя короткие предложения, делая паузы в речи:
Февраль. Достать чернил и плакать !
Писать о феврале навзрыд.
Или
Достать пролетку. За шесть гривен…
Но к концу стихотворения чувства вырываются на волю, и уже не поэт пишет, стихи сами «слагаются навзрыд» .
Ощущение рыдания, плача подчеркивается ярко выраженным ассонансом в конце третьей строфы. Похоже, что автор стонет, завывает звуком «у» :
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей
Постепенное удлинение фраз, анафоры («чрез благовест, чрез клик колес…» , «где ливень… где, как обугленные груши…») , переход от безличных глагольных форм (« достать », «писать» , «перенестись» ) к личным («чернеют» , «изрыт» , «слагаются» ) – все это ускоряет и ускоряет темп произведения.
Слезы – это лейтмотив стихотворения. Плач, который мы слышим, существует как бы в трех ипостасях, в трех потоках; поток человеческих слез, поток дождя, поток чернил и стихов.
В первом четверостишье мы видим лишь желание автора плакать и писать стихи о природе, т. е. все три потока пока существуют отдельно друг от друга. Во втором Б. Пастернак мысленно переносится к плачу природы и словно бы пытается вслушаться в ливень, который «еще шумней чернил и слез» . В третьем четверостишье автор уже соединяется с печалью природы: явления, происходящие вне человека, находят продолжение внутри него:
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей
И это соединение рождает, наконец, стихотворные слезы:
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Причем, в момент встречи с природой окружающий пейзаж становится для лирического героя черно-белым, похожим на исписанный лист бумаги. На фоне белого снега «обугленные» , летящие грачи, деревья, колышущиеся от «изрытого криками» ветра, словно длинные палочки повторяющихся в стихотворении «р» . Чернеющие проталины напоминают изгибы букв. И мы уже перестаем понимать, где здесь природа, а где бумага. Мы уже не замечаем: «лужи» - это слезы, оставленные реальным «ливнем» с неба, или слезинки Пастернака, упавшие на лист. Автор как бы растворяется в природе, соединяется с ней. Получается, что стихи и, вообще, искусство рождается при соединении человека с чем-то большим, чем он сам, например, с природой, со стихией.
Сейчас человек живет в городе, где природы почти нет, а звуки ее заглушены гулом машин, заводов и фабрик. Люди активно пытаются подчинить природу себе, извлечь из нее как можно больше пользы, тем самым ее убивая. Мало кто в наше время прислушивается к небу, к ветру, к звуку дождя. Мало кто может различить по голосу птиц и вспомнить, как выглядит грач.
Но «всякое искусство есть подражание природе» , как писал еще в древнем Риме философ Сенека. Потому что оно рождается тогда, когда человек ощущает себя частью природы, когда он чувствует свою принадлежность к таинственному, неизвестного миру.
И окунуться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги -
писал Борис Леонидович Пастернак в своем стихотворении «Быть знаменитым некрасиво…». Теряясь в чем-то высшем, большем, человек осознает себя всего лишь капелькой огромного океана и одновременно неотъемлемой его частью: ведь и в маленькой капле отражается весь океан. Таинственную красоту и величие мира и должно как «губка» впитать себя искусство, чтобы нести читателю, зрителю, слушателю чувство сопричастности этому целостному Божественному творению.
ссылка
25. Стихотворение Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!..»
Источник: Литература.
Природа в лирике Пастернака
Во всем мне хочется дойти до самой сути.. .
Своеобразие поэтического восприятия Б. Л.
подробнее...
Помогите пожалуйста найти стих со средствами выразительности
Есенина "Береза"
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
подробнее...
плиз, помогите найти сочинение на тему "природа в лирике пастернака"
"РїСЂРёСЂРѕРґР°+РІ+Р»
подробнее...
С чего начать читать Пастернака? Мне 16 лет
__________"Июль":
По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На
подробнее...
Свеча горела на столе.Свеча горела... чьи это стихи?
Борис Пастернак
ЗИМНЯЯ НОЧЬ
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
подробнее...
Борис Пастернак хронология жизни
Родился 29 января (10 февраля н. с. ) в Москве в семье известного художника.
1909. После
подробнее...
Что значит"отрывок"-это часть названия, или есть полный вариант стихов"Ещё об этом лете"?
Для Анны Ахматовой репрессии начались несколько раньше, чем для многих других. В начале 1934 года,
подробнее...
время, место написания и значение стихотворения "февраль достать чернил и плакать"
* * *
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая
подробнее...
Дайте какой нибудь маленький стих Б. Л. Пастернака. Л. Пастернака
#yahrefs37447#
Борис Пастернак - стихи Любить иных - тяжелый крест, А ты прекрасна без
подробнее...
помогите плиз написать анализ стиха пастернака зимняя ночь, оч нужно
Это произведение – стихотворение-сомнение, уход, бегство. Не случайно оно полностью построено на
подробнее...
Привет всем!Помогите,пожалуйста,нужен анализ стихотворения Пастернака "Когда я устаю от пустозвонства"!!
Зима 1931-32 года стала для Пастернака чудовищно тяжелой. К Новому году из Германии вернулась
подробнее...
Цветаева и Пастернак! в каком году ПОЗНАКОМИЛИСЬ???
С самим Пастернаком Цветаева знакома почти что шапочно: несколько беглых встреч. Из письма
подробнее...