павел самосатский



Автор Каститис задал вопрос в разделе Другое

В чем состояла ересь Павла Самосатского и что ему за это было? и получил лучший ответ

Ответ от Ironie[гуру]
«и Слово стало плотию» (ст. 14), а все прочее, — Его зачатие, рождение, воспитание, возрастание, — минуя, вдруг возвещает нам о Его вечном рождении? Какая тому причина, я и скажу вам теперь. Так как прочие Евангелисты большею частью повествовали о человеческом естестве Сына Божия, то должно было опасаться, чтобы, поэтому самому, кто-нибудь из людей, пресмыкающихся по земле, не остановился только на этих одних догматах, что и случилось с Павлом Самосатским.
Библия.
У Павла Самосатского акцент был сделан не на триадологии, а на христологии — но также в системе модализма. Павел Самосатский, еп. Антиохийский (ок. 260 г.) , также станет в церковном Предании одним из наиболее классичесих образов еретиков. В самой Антиохии, где он был епископом, прошли три собора, которые его извергли из сана (263—268 гг.) . На последнем из них, в 267—268 гг. , он был отлучен как еретик и анафематствован.
Утверждая принцип единобожия, Павел Самосатский заявлял, что Бог — "единое лицо". Тем не менее, в Нем различаются, согласно Писанию, Логос и Пермудрость. Однако, они не нарушают Его единства. Это потому, что они сами — "неипостасны", то есть не имеют самостоятельного бытия и не представляют собой самостоятельных реальностей.
Но как тогда быть с Боговоплощением?
Именно при ответе на этот вопрос Павел Самосатский излагает наиболее специфическую часть своего учения.
Логос, будучи неотъемлемым свойством Бога, действовал во всех пророках, а в Иисусе Он действовал некоторым особенным образом. И отличие получается здесь не качественное, а количественное — во всех был тот же самый Логос, но просто по-разному. Кто же такой Христос в этой перспективе? Он состоит как бы из двух:
Снизу (человек) ,
Сверху, свыше (Логос) .
Как же это сочетание стало чем-то единым, в чем основа его единства? Ответ Павла Самосатского очень важен для будущей истории аполлинаризма и монофизитства: единство воли.
У этого человека Иисуса и у Логоса (т. е. просто у Бога, т. к. самостоятельного бытия Логоса Павел Самосатский не признавал) — единая воля с Богом. Поэтому создается единство, которое явил на земле Христос, и объединение человека с Богом. Это значит, что Логос в Иисусе обитает как в своем храме, но при этом не делает Иисуса своей личностью — единства личности Христа нет. Личность Иисуса — это личность человека.
В этой системе важно понять то, что есть Троица; мы говорили об Отце и Сыне, а что значит Св. Дух в этой системе?
Св. Дух, пребывая в Сыне, сделал то, что человек Иисус достиг полного совершенства, т. е. совсем не грешил. И все места в Св. Писании о Его праведности и безгрешности связаны именно с тем, что это вселение Логоса (в том смысле, в котором говорит Павел Самосатский) сопровождалось также и наитием Духа. Но нельзя эту систему понимать слишком примитивно, что Иисус — человек и не более того. Сам Павел Самосатский делает из своего учения делает следующие выводы:
— Логос так высоко по достоинству вознес Иисуса, что поставил Его наравне с Богом. Поэтому можно даже сказать, что Бог рожден от Девы, и вообще можно, в определенном смысле, говорить обо всем, что означает какое-то предсуществование Христа до Рождества от Девы. Но надо понимать, что имеется в виду не Его предсуществование по реальности — не предстуществование "по сущности и ипостаси" (isoeu ear ›?iooUoae; эти слова на языке того времени были синонимами) ; Павел Самосатский использует здесь два главных термина, означавших нечто, имеющее самостоятельное бытие. Как самостоятельное существо, Христос предсуществовал Своему рождению только в предведении Божием, о чем Бог возвещал через пророков.
До начала IV в. самые главные еретические учения, бывшие с конца III в. , — это учения Савеллия и Павла Самосатского. Начало IV в. ознаменовалось появлением ереси грандиозного масштаба, давшей массу ответвлений и тесно связанной с изложенными учениями, — ереси Ария.
Отрекается от ереси на соборе .
Источник:

Ответ от ДИНамовец По духу[гуру]
Павел Самосатский (Παΰλοζ ό Σαμοσατεύζ) (по месту рождения в г. Самосаты в Сирии) , быв. еп. Антиохии, еретик III в. , антитринитарий.
Человек с блестящим светским образованием, он сначала был публичным ритором и софистом в Антиохии, а между 260 и 262 занял епископскую кафедру в Антиохии.
Снискав особое расположение царицы пальмирской Зиновии (правившей в то время Сирией) , он занимал и светскую должность дуценария, дававшую ему возможность жить богато и роскошно. Он обнаружил свободомыслие дисциплинарное и догматическое: отменил в своей епархии древние церковные напевы, гимны в честь Спасителя заменил гимнами в честь себя самого; когда проповедовал, позволял себе неумеренные ораторские телодвижения и жесты, требуя рукоплесканий.
Позже оказалось, что этот епископ, как выражается один из соборов, судивших его, «отступил от правила веры, не признавал Сына Божия сошедшего с неба, а учил только о земном Его происхождении» . По его учению, в Божестве нет различия лиц. Слово и Св. Дух находятся в Отце таким же образом, как разум и дух в человеке; когда говорят, что «Сын от вечности» , то это означает не более как мысленное существование в Божеском предведении; рождение означает выступление для деятельности. Иисус был простой человек; Слово обитало в нем, как в Моисее и пророках, только в большей степени; Сыном Божиим он называется потому, что сделался таким через обитание в нем Божественного Слова, еще не означающее личного единения.
Это учение Павла Самосатского вызвало три собора в Антиохии (в 264, 267 и 269), из которых последний лишил Павла Самосатского епископства. До смерти Зиновии он не оставлял, однако, епископского дома и лишь в 272 был удален из него силою.
Учение его признано ересью, крещение, им совершавшееся, недействительным, так как названия лиц Св. Троицы он употреблял не в православном смысле. Его ересь, несколько видоизмененная, существовала под разными названиями еще в V в.

Ответ от Завада[гуру]
Павел, называемый Самосатским, появился и следует за Новатом и Оригеном, впоследствии причисленный к еретикам за то, что он возмечтал о себе высоко, восстал против истины тщеславным своим пустословием и мыслью, поколебленной диаволом. Его, должно оплакивать, как по истине завистью диавола отпадшего и падшего с высоты, ибо на нем исполняется сказанное: Рачение злобы помрачает добрая, и парение похоти пременяет ум незлобив (Прем. 4:12). Итак, этот, о котором нам следует говорить в нашем изложении, Павел Самосатский, имя которого вначале мы упомянули и об ереси которого составляем рассказ, был из Самосат - города, находящегося в пределах Месопотамии и Евфрата. В это время, во дни императоров Аврелиана и Проба, он поставляется епископом святой Кафолической Церкви Антиохии. Но, вознесшись умом, отпал от истины и возобновил ересь Артемона, который жил за много лет прежде и сгиб.
Павел говорит, что Бог Отец и Сын и Святой Дух есть единый Бог, а всегда сущее в Боге Слово Его и Дух Его есть, как в сердце человека его собственное слово. Сын Божий не имеет бытия ипостасного, но в Самом Боге, именно как учили и Савелий, Новат, Ноэт и другие. Однако ж этот не одинаково с ними учил, а иначе, чем они. Слово будто бы пришло и вселилось в Иисусе, истинном человеке. И таким образом, говорит он, Бог есть один, и Отец не Отец, и Сын не Сын, и Святой Дух не Святой Дух, но один Бог Отец, а Сын Его в Нем, как слово в человеке. В защиту своей ереси он выставляет на вид свидетельства Писания, именно слова Моисея: Господь Бог твой, Господь един есть (Втор. 6:4). Он не говорит согласно с Ноэтом, что Отец пострадал, но говорит, что Слово, пришедши, действовало одно и взошло к Отцу; и много у него нелепого.
===
Наиболее известным представителем динамизма был Павел Самосатский, епископ антиохийский, который в 269 г. был осужден за ересь и низложен.
===
Ранее императоры могли принимать участие в церковных делах. Например, Аврелий изгнал Павла Самосатского из Антиохии по просьбе италийских епископов

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: В чем состояла ересь Павла Самосатского и что ему за это было?
спросили в Антипапы Ереси
Кто такой ерисиарх?
Основоположник ереси. Т. е. тот, кто выдвинул и развил еретические взгляды определенного
подробнее...
спросили в Ариане Арианство
что такое арианство
Арианство, течение в христианстве в 4—6 вв. Возникло в Поздней Римской империи, получило название
подробнее...
Павел Самосатский на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Павел Самосатский
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*