Автор Люба Сайнакова задал вопрос в разделе Другое
Как причислялись к лику святых русские князья? По каким факторам? и получил лучший ответ
Ответ от Afar[гуру]
Первыми на Руси были канонизированы святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Причина канонизации – мученичество. Но так как они умерли не за Христа, то была придумана формулировка: Борис и Глеб своей смертью показали дьявольскую сущность Святополка. Академик Д. С. Лихачев пишет : "В 1037 г. Ярослав Мудрый добился учреждения в Киеве особой митрополии константинопольского патриархата. Назначение особого митрополита для молодого Киевского государства было немалым успехом Ярослава, поднимавшим международный престиж Русской земли. Сразу же после 1037 г. Ярослав продолжил свои домогательства в Константинополе, добиваясь расширения прав русской митрополии и постепенного освобождения ее из-под опеки Константинопольского патриарха и византийского императора. Для этого Ярослав стремится к канонизации ряда русских святых. Канонизация русских святых усиливала позиции русской церковной самостоятельности. Она должна была свидетельствовать о том, что русская церковь вышла из младенческого состояния, обладает собственными святынями и не нуждается в пристальной опеке Византии. Ярославу удалось добиться канонизации своих братьев князей Бориса и Глеба и тем самым увенчать ореолом святости и свою собственную княжескую власть".
Все банально просто, стране нужны были святые мученики и праведники, вот и выискивали в истории таких.... к примеру, был князь Владимир, при жизни его никто святым не считал, а за что считать, за дикий разврат, за убийства родных братьев? Но через 200 лет по высочайшему царскому повелению церковь причисляет его к святым....
Есть люди, которые усовершенствовали себя в сердце и душе, используя евангельские заповеди любить Бога и любить ближнего своего, как самого себя (что означает: не делать ближнему того, чего не хочешь, чтобы тебе делали) . Люди, которые идут путём христианства, которые желают унаследовать вечность, прийти к Христу, не попасть в миры ада после Страшного суда, приобретают благодать. Господь даёт им харизматическое дарование по их трудам. Это может быть прозорливость, дар исцеления, дар молитвы или дар обращения неверующих. И эти люди ещё при жизни приобретают почитание среди народа, сохраняющееся после их ухода в иные миры. Верующие приходят на место их погребения, молятся и через некоторое время начинают замечать, что после молитвы мирские дела устраиваются и молитва лучше идёт.. . И постепенно почитание усопшего растёт.
Затем народ божий начинает доносить до низшего и высшего духовенства, что тот или этот человек был свят.
По таким факторам были причисленны и русские князья:
Равноапостольная великая княгиня Ольга (969) — 11 июля
Равноапостольный великий князь Владимир (1015) — 15 июля
Благоверные князья Борис и Глеб (1015) — 2 мая, 24 июля
Благоверная княгиня Анна Новгородская (1050) — 10 февр.
Благоверный князь Владимир Ярославич (1052) — 4 окт.
Благоверный князь Ярополк Изяславич (1086) — 22 ноября
Благоверный князь Всеволод Псковский (1138) — 11 февр. ,
22 апр. , 27 ноября
Благоверный великий князь Игорь Черниговский (1147) — 5
июня, 19 сент.
Благоверный князь Ростислав-Михаил (1167) — 14 марта
Благоверный великий князь Андрей Боголюбский (1174) — 4 июля
Благоверный князь Глеб Владимирский (1175) — 20 июня
Благоверный князь Мстислав Новгородский (1180) — 14 июня