троллейбус 1
Автор Kara задал вопрос в разделе Города и Страны
А когда на улицы Москвы вышел первый троллейбус? и получил лучший ответ
Ответ от Москвич(ка)[гуру]
В СССР первые троллейбусы начали курсировать в Москве в 1933 г. и в Ленинграде в 1936 г. На маршрутах была отечественная техника с индексом "ЛК" (Лазарь Каганович - инициатор троллейбусного транспорта в стране). Советские первенцы имели деревянные кузова, потом появились троллейбусы двухэтажные, цельнометаллические.. .
Идею создать троллейбус (то есть безрельсовый трамвай или автобус с верхним контактным проводом) осуществила фирма "Сименс - Гальске". В 1882 году она построила для испытаний первую машину в Шпандау, пригороде Берлина. В России первые эксперименты с подобной техникой провел в марте 1902 года питерский инженер Фрезе. Машину он сделал по патенту французской фирмы.
В 20 - 30-е годы территория Москвы значительно расширилась. На месте бывших пригородов выросли заводы, и проблема транспортного сообщения с этими районами стала насущной уже не для дачников, а для рабочих и специалистов. Основным видом городского транспорта столицы в то время был трамвай. А чтобы довести трамвайные линии до новых районов, следовало проложить многие десятки километров рельсовых путей. Вот тогда и вспомнили о безрельсовом трамвае (так называли троллейбус) , который, кстати сказать, уже в то время прочно вошел в городскую жизнь многих городов Западной Европы. Большинство отечественных специалистов рассматривали троллейбус как исключительно пригородный вид транспорта. По их мнению, движению троллейбусов в центре города мешали бы неровности мостовых и частые пересечения с трамвайными линиями. Поэтому первый троллейбусный маршрут было решено провести по Ленинградскому шоссе (ныне Ленинградский проспект) .
В ноябре 1933 года от Белорусского вокзала до села Всехсвятского была открыта первая троллейбусная линия, протяженностью в 7,5 километров. Проходила она мимо стадиона Динамо, Центрального аэродрома к путепроводу Окружной железной дороги в районе нынешней станции метро Войсковская. Новые машины получили марку ЛК - Лазарь Каганович - в честь видного партийного руководителя того времени, инициатора проведения в Москве троллейбусного маршрута. Первые испытания нового вида городского транспорта оказались успешными, и троллейбусы получили право на жизнь в столице. Стоит упомянуть, что Москва стала первым городом в СССР, где начали работать троллейбусы. Возможно, что троллейбус еще долгое время так бы и оставался пригородным видом транспорта, но пробиться в центр Москвы помогло ему... метро, строительство которого началось также в начале 30-х годов. Велось оно открытым способом, а не подземным как сейчас. Многие трамвайные пути в центре приходилось переносить и даже прокладывать для трамвая новые маршруты. Более маневренный троллейбус стал выгоднее, да и прокладка электрических линий для него в несколько раз была дешевле и быстрее, чем прокладка рельсовых путей для старожила московских улиц - трамвая. И уже в 1934 году, всего через год после пробного испытания, троллейбусы появились на центральных улицах города. Благодаря такому расширению сети в конце 1938 года в Москве работали уже 10 маршрутов.
Первые троллейбусы в Европе и Америке появились в самом начале XX в. В Москве мысль о постройке троллейбусной линии впервые была высказана в 1924 г. , но к ее реализации приступили лишь 9 лет спустя. В 1932 г. , глядя на опыт эксплуатации троллейбусов в Англии и Германии, задумали проложить первые линии от Дорогомилова (ныне район станции метро «Кутузовская») , до села Сетунь (в Кунцеве) , по Волоколамскому шоссе до поселка Губайлово (ныне часть г. Красногорска) и по Хорошевскому шоссе до Хорошева.
Инициатором введения троллейбусного сообщения стал Лазарь Каганович. Но в 1933 г. окончательно было решено строить такую линию по Ленинградскому шоссе от Тверской заставы до села Всехсвятское (ныне район станции метро «Сокол») .
Для первой линии сначала хотели приобрести немецкие троллейбусы, но из-за нехватки валюты Наркомтяжпром поручил отечественным заводам в декабре 1932 г. проектирование и строительство двух первых опытных советских троллейбусов.
Первый советский троллейбус имел деревянный каркас с металлической обшивкой, кузов длиной 9 м, шириной 2,3 м и весом 8,5 т. Он мог развивать максимальную скорость до 50 км/ч. В салоне имелось 37 мест для сидения (кресла были мягкие) , зеркала, никелированные поручни, сетки для багажа; под сиденьями установили электропечки. Двери открывались вручную: передние – водителем, задние – кондуктором. Машины выкрасили в темно-синий цвет (сверху имелась кремово-желтая полоса, внизу – ярко-желтая обводка).
В октябре 1933 г. вдоль Ленинградского шоссе от Тверской заставы до моста Окружной железной дороги в Покровском-Стрешневе смонтировали однопутную троллейбусную линию (двухпутный участок пролегал только от заставы до стадиона «Динамо» им. Томского) длиной 7,5 км. В селе Всехсвятское построили небольшой гараж с мастерскими на четыре места, который административно являлся частью Щепетильниковского трамвайного депо. Подготовили первую группу водителей троллейбусов. 4 ноября 1933 г. обе машины отбуксировали с завода «Динамо» в гараж. Вечером этого же дня одна из них стала обкатываться на линии, но, по возвращении в депо, пол гаража не выдержал, проломился под тяжестью машины, и троллейбус, провалившись в яму, сломался (официально он находился на «испытаниях»). Поэтому к торжественному открытию первой советской троллейбусной линии была готова лишь машина № 2.
5 ноября на испытаниях этого троллейбуса присутствовал секретарь МК ВКП (б) Н. Хрущев, а 6 ноября по линии состоялась официальная поездка приемной комиссии в составе председателя Моссовета Н. Булганина, инженеров, техников и рабочих, строивших троллейбусы. С 7 по15 ноября водители проходили практику вождения на единственной машине.
Регулярное движение единственного троллейбуса началось в 11 часов утра 15-го ноября 1933 г. На следующий день определили время его работы – с 7 часов утра до 24 часов. Средняя скорость движения составляла 36 км/ч, всю линию машина преодолевала за 30 минут. Так была открыта первая в Москве и в СССР троллейбусная линия.
В настоящее время Москва имеет крупнейшее в мире троллейбусное хозяйство, троллейбусы ходят и ежедневно перевозят москвичей и гостей столицы по главным радиальным магистралям города.
По материалам сайта trolley.ru