тютчев певучесть есть в морских волнах
Автор Sergey задал вопрос в разделе Литература
анализ стихотворения Тютчева "Певучесть есть в морских волнах" и получил лучший ответ
Ответ от Ласковый красавчик[гуру]
стихотворение «Певучесть есть в морских волнах» (1865) написано в тяжелый, полный трагизма и тягостных переживаний период жизни: умерла Елена Денисьева, молодая красивая женщина, возлюбленная поэта, мать его детей.
Поэт начинает с уверенного утверждения: в природе есть певучесть, полное созвучие, гармония между составляющими ее стихиями (вода, воздух, огонь) , и даже прибрежные речные камыши, мимо которых проплывала их лодка, шуршат стройно и музыкально. Это подчеркнуто и умело выбранным эпиграфом – строкой римского поэта Авзония. А эпиграф, как известно, задает тон и направление всему произведению, впереди которого он поставлен.
Человек – другой, душа его двойственна, слаба и непостоянна, и потому он решительно отделен от природы союзом «лишь» , а в начале следующей строки возникает роковое слово «разлад» и потом сразу же повторяется. Мир человека дисгармоничен и беззащитен, слабый голос его «отчаянной» (то есть отчаявшейся, уже ни на что не надеющейся) души выпадает из общего стройного хора стихий природы, его свобода призрачна. Образ «мыслящий тростник» восходит к философским афоризмам французского мыслителя Блеза Паскаля, так там назван человек, «слабейшее из творений природы». Значит, Тютчев согласен с этим мнением философа.
Его человек слаб, колеблется при любом движении стихий жизни и тем более смерти, живет в разладе с природой и потому мыслит мятежно, ропщет, протестует, но это глас вопиющего в пустыне, никто не внимает его отчаянному протесту. Против чего или кого направлен этот протест? А вот теперь нам надо вспомнить о времени, обстоятельствах и причинах написания этого замечательного стихотворения, и мы поймем, что на островах Невы, посреди гармоничной равнодушной природы и стройного шуршания камышей один немолодой и одинокий человек в бессильном отчаянии великого горя и вопреки всякой логике и догмам православной веры протестует против безвременной смерти другого человека, самого близкого ему и дорогого, навсегда ушедшего во всепоглощающую бездну этой самой природы.
Это бунт любви против смерти. Ведь сказал же Тютчев в письме об ушедшей возлюбленной: «Ах, она мне на земле нужна, а не там где-то… » И его мятежный и греховный ропот скрыт в лирической глубине высочайшей философской мысли, как бы сжат в четырех четверостишиях, и именно поэтому эта мысль так поэтична, точна и красива. А поскольку такие сомнения и переживания рано или поздно посещают любого человека, то тютчевский личный лиризм всех объединяет в своей пронзительной скорби и через сочувствие рождает общее сильное сопереживание, а это и есть цель любой лирики.
Разобранное стихотворение – трагический финал любви, осуждаемой обществом. Но ему предшествует вся любовная лирика Тютчева с бесконечным богатством оттенков и неожиданной глубиной мыслей об этом великом чувстве. И в ней есть особый «денисьевский» цикл. Любовь для поэта – роковая страсть, «мятежный жар» , чувство мучительное и опасное для обоих любящих, ибо оно поднимается из глубин природы и личности и властно овладевает человеком, становится роковым поединком, страданием, Тютчев рифмует глаголы «любим» и «губим».
Самому произведению предшествует эпиграф из древнеримской поэзии – «Est in arundineis modulatio musica ripis» (Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниках (лат.)). Он определяет основной мотив стихотворения – гармоничность и мудрость мира природы. Кроме того, этот эпиграф можно считать составляющей первой части стихотворения.
Стихи и море - две стихии, которые переливаются одна в другую, катя по всему мирозданию упругие волны. Поэзию Тютчева отличает упорядоченное, равномерное чередование ударных и безударных слогов, периодическое повторение одних и тех же созвучий (рифмы, ассонансы, аллитерации) , и эта соразмерность поэтической речи находит свой прообраз в природе - в волнении моря, в порывах ветра, в пении птиц.
В «Певучесть… » присутствует развернутая антитеза природной «гармонии» и «разлада» с нею, осознаваемого человеком. Четыре строфы (четвертая долгое время не включалась в состав стихотворения) представляют собой две части (по две строфы) , в первой из которых формулируется сама антитеза, а во второй риторически звучащий вопрос о причинах разлада — вопрос, который остается без ответа. Тютчев меняет «прибрежный» тростник Авсония на «зыбкий» , исходя из библейской семантики и подготавливая цитату из Паскаля (текст которого заключает полемическую отсылку к Писанию). Тема музыки сфер и тема высокого (несмотря на видимую ничтожность) достоинства человека вполне позитивны и не могут стать генеральной темой текста, не могут обосновать «души отчаянной протест». В стихотворении есть еще один план реминисценций, который и обеспечивает необходимое обоснование: он связан в первую очередь с самой идеологической коллизией «разлада» между гармонической природой мироздания и дисгармонией человеческого существования. Стихотворение Тютчева — «раздумье об извечном мировом законе» , объективном и в силу этого не зависящем от каких бы то ни было душевных состояний. Свобода человека «призрачна» , но «разлад» остается не только реальностью человеческого сознания, но и, очевидно, главным определением человека. Суждение произносится от имени инстанции, равно удаленной и от природы, и от человека — нам вещает абсолютный дух. В стихотворении ощущаются философичность лирики, чувствование "таинственной основы всякой жизни – природной и человеческой" (В. С. Соловьев) , космизм художественного мироощущения, осмысление душевной жизни во вселенском масштабе. Возникает поэтический образ Вселенной, ночной бесконечности, таинственной водной стихии. На первый план выступает здесь художественное прозрение ритмов бытия "живой колесницы мирозданья", мистически связанных с жизнью "души ночной". В космической бесконечности исподволь обнаруживается и присутствие хаотических сил, бездны "с своими страхами и мглами", до времени таящейся под тонким дневным покровом. В "космической" поэзии Тютчева преобладает доминирует, торжественно-риторическая стилистика, звуковое, музыкальное оформление образа Вселенной. В художественном целом тютчевской поэзии утверждается диалектика автономности души и ее бытийной причастности общемировому опыту, всеединство микро- и макрокосма.
Здесь есть анализ этого стихотворения
каким представлен мир природы в стихах тютчева?
Мир природы для Тютчева - живое существо, наделенное душой. Ночной ветер "понятным сердцу языком"
подробнее...
Какие стихотворения Фета и Тютчева учат в 10 классе?
Ф. И. Тютчев:
философская лирика Тютчева (2 стих. на выбор) «Весенняя гроза» ,
«Весенние
подробнее...
Чем отличается любовь к искусству в себе от любви к себе в искусстве?
Тема любви неисчерпаема. Каждый человек на протяжении жизни нуждается в любви, ждет ее, стремится.
подробнее...
Как называется стихотворение Тютчева, где он называет людей безмолвным тростником или что-то такое?
В стихотворении «Певучесть есть в морских волнах» Тютчев цитирует фразу Паскаля «человек - мыслящий
подробнее...
Особенности поэзии Тютчева (расшифровка внутри)
Главные особенности лирики поэта - тождество явлений внешнего мира и состояний человеческой души,
подробнее...